Пары слезоточивого газа рядом с небольшим продуктовым магазинчиком на улице Бесики в двух минутах ходьбы от проспекта Руставели ощущаются в воздухе даже днем. Хозяин мини-маркета Гия рассказывает, что протестующие часто поднимаются к нему вечером, чтобы купить воду, чай или просто погреться. А вот днем – покупателей стало гораздо меньше. Чаще, по его словам, в магазин заглядывают полицейские, круглосуточно патрулирующие прилегающие к Руставели улицы.
«Я сразу вижу, кто заходит ко мне с акции. Чаще всего у них на плечах флаги, респираторы или очки на лице. Иногда я спрашиваю их, что происходит на протесте, так как сам не могу оставить работу. Мой магазин закрывается раньше, чем начинается жесткий разгон с применением водометов и газа. Но знаю, что многие на этих улицах предпочли либо вообще не открываться в эти дни, либо закрываться в момент начала акций», – рассказывает Гия.
На верхних от Руставели улицах днем жизнь действительно будто замирает. Многие заведения закрыты или пытаются хоть как-то защитить свои витрины. А вот полицейских, патрулирующих улицы, кажется, больше, чем обычных людей.
По словам Гии, протесты заметно повлияли на работу местного бизнеса. Некоторые из магазинов и кафе на Руставели понесли финансовые убытки: практически каждая вторая витрина разбита. Никто не знает точно, произошло это из-за действий спецназа или протестующих, но пока одни стараются спасти ситуацию с помощью скотча, другие, кажется, просто мирятся с новой реальностью.
В Faceboook-группе Daitove, где протестующие координируют свои действия, даже появился пост, в котором демонстранты поделились местами, где можно укрыться во время разгона, а где не стоит. Например, магазин SPAR на проспекте Руставели часто пускает участников акции в туалет. А вот «Дом чая», который был открыт во время одного из разгонов, по словам одной из девушек, не пустил ее и других протестующих укрыться внутри.
Еще одной яркой чертой протестного Тбилиси стали стены зданий на Руставели и соседних улицах. Они покрыты граффити, выполненными протестующими. Лозунги и призывы к свободе – это своего рода хроника текущих событий. Городские власти, впрочем, ежедневно закрашивают и стирают надписи, запуская абсурдный ритуал, так как к утру на стенах появляются уже новые надписи, которые затем очищают муниципальные службы.
Символом протестного Тбилиси стали и мусорные баки, а иногда – их отсутствие. Контейнеры исчезли с проспекта и прилегающих улиц по решению властей, поскольку протестующие часто используют их для возведения баррикад, нередко поджигают. Действия властей, правда, породили новые проблемы: мусор накапливается в переулках, создавая антисанитарные условия и дискомфорт для местных жителей.
Я встречаю Нону на улице Шевченко. Она живет в одном из домов, оказавшихся в эпицентре противостояния силовиков с демонстрантами. По словам женщины, к 11-12 вечера шум поднимается до такого уровня, что большинство соседей, у которых была возможность временно съехать, покинули свои дома. Оставшиеся стараются хотя бы как-то защититься от высокой концентрации газа – обкладывают окна мокрой тканью и ходят по квартире в медицинских масках. Женщина, при этом, говорит, что прекрасно понимает ситуацию и готова мириться с неудобствами, когда дело касается будущего страны.
«Когда-то я со своими однокурсниками также стояла у парламента и отстаивала свободу Грузии. Газ и звуки выстрелов – это ничто по сравнению с тем, что может ждать нашу страну, если мы окажемся под влиянием России».
Специалисты, тем временем, призывают не преуменьшать угрозу, исходящую от слезоточивого газа, активно применяемого силовиков. Эксперты бьют тревогу: помимо вредоносного влияния на организмы представителей молодого поколения, что может проявиться в долгосрочной перспективе, газ вредит здоровью тех, кто живет в зоне поражения.
Бывший прокурор Грузии Муртаз Зоделава говорит, что пускать слезоточивый газ в жилом районе, где расположены многоквартирные дома, категорически запрещено. «Знает об этом и [глава МВД Вахтанг] Гомелаури. Интенсивное и многократное использование таких спецсредств, по его словам, может привести к нарушениям в ориентировании в пространстве у людей, проживающих в пределах распространения паров.
«В результате они могут даже выпасть с балкона или скатиться по лестнице», – отметил Зоделава.
Для местных жителей под угрозой оказалось не только их здоровье, но и безопасность. Они, к примеру, не могут в любое время выйти за порог, потому что на улице спецназ крутит всех без разбору. Многие подвергают себя опасности и потому что готовы помогать протестующим, например, укрывать их у себя дома.
С такой ситуацией столкнулась журналистка SOVA Хатуна Конджария. 3 декабря Хатуна с группой журналистов из Нидерландов находилась у оперы, когда в очередной раз начался разгон протестующих. Ведомые толпой они спустились к набережной, но вдруг обнаружили, что прямо на них идет стена робокопов.
«В какой-то момент две женщины открыли дверь в подъезд и сказали: «Идите сюда!». Мои коллеги продолжали снимать, а я последовала за женщинами. Когда робокопы увидели камеры – пошли за ними, и мои коллеги тоже побежали в укрытие. После этого женщина закрыла дверь. Но робокопы начали ломиться к ней. Она вышла и сказала: «Почему вы вторгаетесь в мою частную собственность?».
Когда Хатуна поднялась в квартиру, она увидела, что там укрывалось еще 10-15 человек, которым женщины помогли ранее.
Жители района Мтацминда стали свидетелями множества фактов насилия над протестующими. В сети можно найти видео, где они кричат спецназовцам с балконов и из окон, требуют не бить людей, называют из «рабами». 2 декабря в интернете появился похожий ролик, на котором местная жительница показывает, как в 7 утра к ней в узкий переулок завалилась толпа силовиков. Вероятно, для облав на протестующих
«Эта ложная армия пришла к моему дому… Они ходят по маленьким переулкам. Кого ищут – никто не знает», – говорит женщина на видео.
Она назвала полицию «зелеными человечками» и перешла с грузинского на русский язык, а также заявила силовикам, что они не грузины, а «русские предатели».
Еще одна похожая история появилась в группе Daitove. Зачастую разгон акции заканчивается на улице Чавчавадзе. Манифестанты нередко пользуются возможностью согреться горячими напитками в книжном магазине Biblus, который находится неподалеку.
Манана – сотрудница магазина, которая поддерживает порядок в санитарных зонах, активно помогала протестующим. В знак благодарности за ее труд участники акции даже собрали для нее деньги, но она категорически отказалась их принимать.
«Чем могу, тем помогаю. Спасибо вам за то, что вы делаете, а не мне», — сказала она, вернув деньги.
Собранные средства были переданы обратно в кассу для продолжения раздачи бесплатных напитков.
Чтобы найти больше таких историй, мы решили написать пост в группе Daitove. Однако на него последовала достаточно ожидаемая реакция. Одна из девушек написала, что разглашать такую информацию сейчас может быть небезопасно – как для тех, кто помогает демонстрантам, так и для самих участников акций.