70844869 403 Deutsche Welle Литва

Старые вызовы для нового правительства Литвы — Путин, Трамп и Китай

В Литве приступило к работе новое правительство. Каковы его приоритеты во внешней и внутреннней политике, кто занял министерские посты и чего ожидать от новых министров?Новое правительство Литвы во главе с премьер-министром Гинтаутасом Палуцкасом приступило к работе. Позади споры об участии в коалиции националистической партии «Заря Немана». Ее лидер Ремигиюс Жемайтайтис печально знаменит своими антисемитскими высказываниями. Партийных министров в составе кабинета не будет. По договоренности с президентом Литвы Гитанасом Науседой три министерских поста по квоте «Зари» заняли беспартийные технократы.

Самого Ремигиюса Жемайтайтиса ждет судебный процесс по обвинению в разжигании межнациональной розни. 3 декабря уже новоизбранный сейм лишил его депутатской неприкосновенности (представители «Зари Немана» в голосовании не участвовали). В этих условиях оказывать влияние на деятельность кабинета ему будет не очень легко, в сфере внешней политики и безопасности — тем более.

Новый глава МИД — из спецслужб

Новым министром иностранных дел страны стал 44-летний Кястутис Будрис. Его карьера началась в Департаменте государственной безопасности Литвы (ДГБ). Там он прошел путь от инспектора до заместителя руководителя ведомства. В возрасте 29 лет Будрис стал советником по национальной безопасности тогдашнего президента Дали Грибаускайте. В феврале 2022 года, за две недели до начала полномасштабного российского вторжения в Украину Будрис стал главным советником по национальной безопасности Гитанаса Науседы.

У предшественника Будриса на министерском посту — Габриэлюса Ландсбергиса — отношения с Науседой были крайне натянутыми. Согласно конституции, президент определяет основные направления внешней политики Литвы и представляет страну на международной арене. Конфликт с Ландсбергисом был вокруг практического разграничения полномочий и кадровой политики. Например, из-за разногласий по персоналиям, посла в Польше не могли назначить в течение месяцев. Сотрудники МИД, вне зависимости от личных симпатий и антипатий, выражают надежду на установление более стабильной рабочей атмосферы в отношениях между МИД и канцелярией президента.

Учитывая биографию нового министра, внимание министерства будет в еще большей степени, чем раньше, сфокусировано на вопросах безопасности, прежде всего, на укреплении границы и противостоянии гибридным угрозам со стороны России. Однако, в целом, внешняя политика Литвы не изменится. «Поддержка Украины, наращивание оборонительных возможностей и планируемое размещение бригады НАТО в Литве — вот приоритеты. По ним нет серьезных разногласий между правящими партиями и оппозицией. Какие-то различия могут быть только в тактических вопросах», — сказал в беседе с DW директор вильнюсского Института восточноевропейских исследований Линас Кояла.

Российская оппозиция в Литве: все по-прежнему

Он также считает, что российской оппозиции, многие представители которой живут и работают в Литве, опасаться нечего: «Наша страна была и останется безопасной гаванью для российского гражданского общества и при новом кабинете». Слова эксперта косвенно подтверждает одно из первых выступлений нового министра культуры. Шарунас Бирутис в интервью агентству Elta сказал: «Мы прекрасно понимаем, что российский народ — это не Кремль. Так или иначе, они были нашими соседями на протяжении тысячелетий и, вероятно, будут нашими соседями в будущем».

Свой первый визит министр иностранных дел Будрис совершит в Украину. Однако именно поддержка Украины может оказаться проблемной темой для литовского руководства в связи с возвращением в Белый дом Дональда Трампа. Его желание во что бы то ни стало принудить к миру Москву и Киев вызывает беспокойство в Вильнюсе. Литва воспринимает себя как прифронтовое государство. Ее политический класс убежден: любой компромисс Путин воспринимает как слабость и при случае нарушит любые договоренности. Науседе и Будрису предстоит убеждать в этом вашингтонских скептиков вместе с другими политиками стран Балтии и Центральной Европы.

Вильнюс против Пекина

Впрочем, у Литвы есть некоторый шанс. Это единственная страна Европы, которая почти четыре года находится фактически в состоянии «холодной войны» с Китаем. А именно Китай воспринимается приходящей республиканской администрацией как главная угроза. В течение почти четырех лет отношения Вильнюса и Пекина, по сути, заморожены. Резиденция посла КНР в вильнюсском районе Жверинас стоит заброшенной. Китай отозвал его после выхода Литвы из диалога в формате 17+1 — переговорного формата Пекина для стран Центральной Европы и Балтии. Вслед за этим в Вильнюсе открылось «Представительство Тайваня» — единственная в мире дипломатическая миссия Тайбэя, носящая такое название, помимо десятка официальных посольств Тайваня в ряде стран «глобального Юга» и в Ватикане.

Одним из архитекторов политики противостояния китайской диктатуре был и нынешний глава МИД. Он был заместителем директора службы безопасности тогда, когда ведомство стало публично называть китайское присутствие в Европе угрозой. За эти годы то, что называется на дипломатическом жаргоне «доступом» — способность поддерживать определенный уровень контактов — у Литвы в Вашингтоне весьма высокий — «он заметно выше, чем мог бы быть у государства с населением менее трех миллионов человек», как сказал один из послов. Личные контакты Гитанаса Науседы с Дональдом Трампом тоже складывались без проблем. Все это литовская дипломатия будет активно использовать при обсуждении тем, связанных с путинской агрессией против Украины.

«Формально новое правительство подчеркивает важность восстановления дипломатических отношений с Пекином на уровне послов, — напоминает политолог Линас Кояла. — Однако оно добавляет, что мяч на китайской стороне поля. Китаю придется сделать ход первым, поскольку Литва не намерена уступать. Поэтому существенные изменения в отношениях пока кажутся маловероятными».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle