Site icon SOVA

Почему мемориалы жертвам национал-социализма покидают платформу X

71032474 403 Deutsche Welle X

«Ни слова больше», — так решили мемориалы памяти жертвам Холокоста и заморозили свои аккаунты на платформе X. Почему?Сразу несколько крупных организаций, которые сохраняют память о жертвах Холокоста, а также отдельные физические лица в эти дни заморозили свои аккаунты в соцсети X. Это уже не первый случай массовой деактивации аккаунтов на платформе, основателем и руководителем которой является Илон Маск, помогший кандидату от Республиканской партии Дональду Трампу вновь стать президентом Соединенных Штатов Америки..

Ни слова больше: как мемориалы жертвам Холкоста решили покинуть соцсеть X

Именно после победы Трампа на президентских выборах и начался самый массовый исход пользователей: среди них — футбольные клубы, медийные личности, СМИ, которые деактивировали свои аккаунты 6 ноября 2024 года. Такой небывалый отток пользователей объясняется нарастающим недовольством действиями Маска и изменившейся атмосферой в самой соцсети X, где увеличилось количество ботов, политической рекламы и агрессивного контента. Такого мнения придерживаются и организаторы инициативы «Not one more word» («Ни слова больше»), организатором которой является Ассоциация еврейских беженцев (AJR). Ее штаб-квартира расположена в Великобритании. AJR оказывает поддержку жертвам Холокоста и заботится о культуре памяти. Ее представители критикуют изменения, которые, по их мнению, происходят на платформе X c октября 2022 года, после того как ее владельцем стал миллиардер Маск.

«Дезинформация, искажения и злоупотребления участились, в то время как меры безопасности и модерация контента были практически отменены», — такое заявление опубликовала AJR. «При этомк компания X зависит от нашего контента, чтобы удержать своих пользователей. Больше активности означает больше доходов от рекламы. Проще говоря, X получает выгоду от нашего присутствия там — от каждого слова, которое мы публикуем. Мы говорим: Ни слова больше», — заявили в организации.

В общей сложности, по состоянию на середину декабря, свои аккаунты в соцсети X уже деактивировали около 17 организаций, связанных с культурой памяти о Холокосте, и еще 22 физических лица. Больше всего — в Великобритании и Германии. Они заявили о взаимной поддержке друг друга на альтернативных платформах.

Решение покинуть платформу Х назревало уже давно, для AJR это не было спонтанным уходом из соцсети, поясняет Алекс Моуз, руководитель отдела образования и культурного наследия. Однако тот самый — бесповоротный — момент настал, когда Маск открыто поддержал расистскую теорию о том, что мигранты постепенно должны вытеснить светлокожее население западных стран. Эта теория популярна в кругах правых экстремистов и расистов, настаивающих на превосходстве белой расы.

Поиск альтернативных платформ

«Это привлекло внимание многих людей […] Они поняли, что эта теория на самом деле была просто примером того, как платформа не только закрывала глаза на злоупотребления и дезинформацию, но, похоже, продвигала и распространяла ее среди людей, которые даже не искали такие вещи», — говорит представитель AJR в интервью DW. Он подчеркивает, что никто на самом деле не знает, как работают алгоритмы соцсети. Моуз и другие члены AJR считают, что дезинформация и злоупотребления на платформе X нашли широкое распространение, что накладывает тень на потенциальные преимущества от использования этой платформы. Моуз сделал свое решение покинуть X публичным. Он обратился к профессиональной сети мемориалов Холокоста, чтобы «побудить других к шагу, который может показаться немного рискованным в сегодняшнем мире коммуникации».

Из-за коллективного решения покинуть соцсеть X Моуза и других обвинили в развязывании «политической кампании». Возникли разговоры о «левом заговоре». Но Моуз подчеркивает, что этот шаг не имеет ничего общего с политикой Маска. «Очень важно дать понять, что у антисемитизма нет четко очерченной политической платформы», — сказал он DW. «На самом деле это не имеет ничего общего с тем, что Маск объединился с избранным президентом Трампом. Вероятно, есть лидеры, с которыми многие из нас несогласны, но мы не обязательно дистанцируемся от их продуктов или их платформ, потому что эти решения на это определенно не повлияют».

К инициативе AJR присоединился и берлинский мемориал «Дом Ванзейской конференции». В вилле с видом на Ванзее 20 января 1942 года закончились последние приготовления к «окончательному решению еврейского вопроса». Сотрудники мемориала задумались о том, чтобы выйти из соцсети X, еще год назад. С октября 2023 они пользуются альтернативой Bluesky.

«Нам действительно не понадобилась для этого никакая кампания или чей-то призыв», — говорит Айке Штеген (Eike Stegen), пресс-секретарь мемориала в Ванзее. — В ходе наших дискуссий мы уже подошли к тому пункту, чтобы покинуть платформу. Сейчас же мы присоединились к этой инициативе, потому что хотим сподвигнуть как можно больше других пользователей, покинуть эту соцсеть». Мемориал «Дом Ванзейской конференции» присоединился не только к кампании AJR, но и похожей инициативе, которая была запущена 2 декабря в Германии — #eXit.

Штеген не сомневается, что у организации будет своя аудитория и на других платформах. Впрочем, в мемориале готовы даже к тому, что его присутствие в интернете станет менее заметным, но, по мнению представителей «Дома Ванзейской конференции», это того стоило. Штенген не скрывает, что он бы хотел, чтобы у запущенной кампании был более широкий резонанс, ведь так устроены соцсети, которые создают своей социальный круг, в котором можно быть услышанным. При этом он не осуждает тех, кто решил остаться на платформе X. Как отмечает его коллега из AJR Моуз, «люди и организации должны принимать это решение, исходя их своих стратегических задач. И если ради этих целей нужно остаться в соцсети X, — прекрасно». Для благотворительной организации, как AJR, которая занимается сохранением памяти о жертвах Холокоста, оставаться на платформе, которая не по ошибке, а систематично вносит вклад в распространение дезинформации, антисемитизма и искажение правды о Холокосте, он считает неприемлемым.

Exit mobile version