С середины декабря премьер-министр Ираклий Кобахидзе активно проводит встречи с представителями бизнес-сектора. Людей, от которых в той или иной степени зависит экономическая стабильность в стране, он пытается убедить в правильности действий властей. А заодно обвиняет бизнесменов-оппонентов в том, что они заняли не ту сторону. Утром 27 декабря Кобахидзе заявил журналистам:
«Нас критикуют за нашу прагматичную политику с Россией, и они сами пользуются этой прагматичной политикой. Здесь видно, что у них просто политическая предвзятость, которая является основной причиной их неадекватных заявлений. Они торгуют с Россией и при этом не осуждают, например, резолюцию Европарламента, которая требует введения санкций против России».
Ранее более двух тысяч грузинских компаний подписали петицию с требованием провести повторные парламентские выборы и освободить задержанных протестующих.
«Нынешний кризис вышел за рамки партийной политики и представляет собой неизбежную социальную и экономическую угрозу для страны. Необходима срочная деэскалация ситуации. Наиболее прагматичным способом представляется назначение новых выборов и освобождение до нового года лиц, заключенных в тюрьму в ходе недавних эксцессов. Мы, представители грузинского бизнеса, неся ответственность за судьбу страны и ее необратимое развитие, независимо от наших политических предпочтений, подписываемся под этим призывом и заявлением», – говорилось в совместном заявлении бизнес-ассоциаций.
Кроме того, часть представителей малого бизнеса, а это более 200 компаний, в знак протеста отказалась от участия в рождественской ярмарке в Тбилиси.
С середины декабря, чтобы хоть как-то успокоить представителей бизнес-сектора и «ознакомить с видением правительства текущих процессов», премьер-министр проводит встречи с предпринимателями. Одна из последних состоялась 23 декабря в администрации правительства. Кобахидзе встретился с более чем 100 бизнесменами, в том числе и теми, кто ранее подписал петицию. Вместе с министром экономики Леваном Давиташвили он в закрытом формате отвечал на вопросы предпринимателей более четырех часов.
Комментируя итоги встречи, представители бизнеса, поддерживающие «Грузинскую мечту», отметили: власти пообещали скорейшего разрешения политического кризиса. В частности, генеральный менеджер TAV Georgia Тея Закарадзе заявила, что они обсудили все важные вопросы и получили «исчерпывающие ответы».
«Премьер обещал, что в самые кратчайшие сроки обязательно будут предприняты шаги, чтобы все это завершилось. О новых выборах речи не было».
«Черные списки» для «Грузинской мечты»: санкции Запада против виновников насилия
Аналогичное заявление сделал директор компании по производству строительных материалов Ytong Caucasus Дмитрий Адамия. Он отметил, что правительство заверило бизнес-сообщество в стабилизации ситуации и скорейшем преодолении кризиса.
«Премьер убедил нас, что курс на евроинтеграцию неизменен. В январе будет перезагрузка отношений с США и все наладится. Мы получили ответы, которые подтверждают нормализацию ситуации».
А приближенный к Бидзине Иванишвили бизнесмен Ношреван Наморадзе еще до встречи призывал бизнесменов поддержать власть и стойко встретить санкции. А уже по итогам мероприятия заявил, что у предпринимателей состоялся «консолидационный и конструктивный разговор» с премьер-министром.
«Мы обсудили весь путь, который страна и бизнес прошли за 12 лет. Страна не отклонялась от курса, и абсолютно все бизнесмены это видят. Речь не о том, что сейчас происходит что-то особенное. Премьер объяснил, что было и как было за 12 лет, сколько раз пытались устроить революцию. Нашу страну не оставляют в покое, и мы также не можем передохнуть. Мы пережили множество кризисов и справились с ними».
Наморадзе также использовал один из излюбленных нарративов «Грузинской мечты» о «девяти кровавых годах» правительства Саакашвили. Обращаясь к журналисту Mtavari Arkhi, он заявил:
«Во времена «Национального движения» вы запугивали меня, терроризировали бизнес и в целом население, а теперь продолжаете это через телеканалы. Пожалейте этих людей, дайте стране отдохнуть. За 12 лет у нас был экономический рост и прогресс, а сейчас предпринимаются максимальные усилия, чтобы переломить ситуацию и чего-то добиться. Ничего не получится. Сегодня бизнес стоит на высоте. Я понимаю, что вы занимаетесь буллингом, и из-за этого страдает бизнес. Каждый второй ваш комментарий – это буллинг».
Среди приглашенных на встречу с премьером были, впрочем, и бизнесмены, открыто поддержавшие протест. Они считают, что единственная возможность разрядить обстановку – это освободить задержанных участников акций и назначить внеочередные выборы.
Такое мнение выразил основатель компании Tbilvino Георгий Маргвелашвили. По его словам, он и другие бизнесмены на встрече открыто критиковали изменения внешнеполитического курса страны.
«Заявления, что на протесты выходит всего 800-1000 человек, раздражают общество и подливают масла в огонь. Мы также обсуждали риски, связанные с изменением курса, который работает на пользу России. Власти должны сделать шаги для разрядки кризиса, включая освобождение задержанных и назначение новых выборов».
О досрочных выборах заявил и директор компании по производству корма для животных Nutrimax Бека Бекая:
«Определенные секторы и сегодня находятся в затруднительном положении – туристы не приезжают, сектор гостеприимства находится в очень сложном положении и перспектива не видна. Главное, чтобы произошла деэскалация, деполяризация. Жить так дальше невозможно».
То, что нынешняя ситуация в стране «оказывает негативное влияние на экономику», по итогам встречи признал и министр экономики и устойчивого развития Леван Давиташвили. При этом чиновник вновь повторил риторику правящей партии, что после прихода администрации Трампа отношения между Тбилиси и Вашингтоном будут перезагружены, а грузинскому бизнесу можно будет не бояться санкций.
«Разумеется, общество, и особенно бизнес, беспокоит потенциальная изоляция страны, и на это уже дан ответ с нашей стороны: не будет таких рисков. Я возлагаю большие надежды на то, что у нас будет откровенный обмен информацией и диалог с новой администрацией США, что позволит нам перезагрузить отношения и поднять наши отношения на более высокий уровень. И это также станет важным посланием для других стран, приведет к улучшению репутации страны на международной арене и будет важным посланием для инвестиционного сообщества».
Премьер Кобахидзе, в свою очередь, акцентировал внимание на тех, кто внутри страны «раскачивает ситуацию».
«Главное, что «Майдан» провалился, и эта попытка была основным риск-фактором для бизнеса, и на сегодня он полностью устранен. <…> Насильственный протест нейтрализован, у радикальной оппозиции нет ресурсов, чтобы что-то предпринять, так что все будет хорошо. В этой стране мы в первую очередь несем за это ответственность. По поводу заявления представителей бизнеса, я скажу, что оно в любом случае не способствует достижению спокойствия. Собственно, в определенной степени оно направлено против стабильности. Но мы сделаем все, чтобы бизнес получил ее, в том числе, те, кто по своей или не по своей воле выступает против мира и спокойствия в стране».
Обещаниям премьера, впрочем, поверили не все. Политический бизнес продолжает больно бить по бизнесу. Основатель Ассоциации рестораторов Шота Бурджанадзе отмечает: несмотря на то, что декабрь является самым активным месяцем, ресторанный бизнес фактически парализован. Почти все предновогодние мероприятия отменены.
Об аналогичных проблемах говорят и представители туристической сферы. Основатель компании AG Travel & Adventure Александр Гиоргидзе заявил, что государство на самом деле никак не реагирует на сложившуюся ситуацию.
«Туристический сектор – это направление, которое сразу ощущает на себе влияние текущих событий. В результате событий последних недель отменены зимние бронирования, а некоторые запланированные мероприятия либо провалились, либо перенесены».
Открытая критика в адрес «Грузинской мечты» прозвучала даже от тех бизнесменов, которые активно поддерживают власти. Владелец проправительственного пропагандистского телеканала «Имеди» Ираклий Рухадзе в интервью своей телекомпании подверг сомнению правильность действий правящей партии. Раскрыв детали встречи премьер-министра с представителями бизнеса, Рухадзе рассказал:
«Я сказал премьеру: то, что мы слушали и не перебивали, не значит, что мы со всем согласны».
Владелец «Имеди» раскритиковал и лично Кобахидзе.
«В этой ситуации, когда у него такая сложная работа, ему следует быть особенно бдительным. Например, не следует делать заявление, подобное тому, что было сделано 28 ноября (о приостановке процесса вступления в ЕС, — прим. ред.), которое приходится менять и разъяснять».
Ираклий Рухадзе – давний партнер и сторонник основателя «Грузинской мечты» и миллиардера Бидзины Иванишвили. Кроме того, он был одним из тех представителей бизнеса, которые весной этого года поддержали принятие закона об иностранных агентах.
Рухадзе является соучредителем компании Hunnewell Partners, зарегистрированной в Великобритании. Эта компания управляет несколькими крупными активами в Грузии, в том числе телекомпанией «Имеди», «Либерти Банком», «Хейдельберг Цементом», «Руставской сталью» и «Магтикомом».
В оппозиции резкую смену позиции бизнесмена связывают со страхом перед неминуемыми санкциями. Об этом, в частности, заявил бывший президент Нацбанка Грузии Роман Гоциридзе.
Неожиданному заявлению Ираклия Рухадзе действительно предшествовало ужесточение санкций США и Великобритании против «Грузинской мечты». Кроме того, Блэр МакДугалл, представитель Лейбористской партии в Палате общин Великобритании, призвал провести расследование в отношении Hunnewell Partners по поводу владения телекомпанией «Имеди», поскольку та является «главным пропагандистским инструментом жестокой власти».
Эксперты на этом фоне отмечают: то, что даже бывшие ярые сторонники правящей партии меняют свое мнение, может означать, что перед лицом западных санкций устоит не весь бизнес-сектор.
Изоляция «Мечты»: безуспешные попытки властей Грузии добиться признания легитимности