Власти Беларуси максимально закрутили гайки в стране, но все равно опасаются протестов во время президентских выборов-2025.До президентских выборов 2025 года в Беларуси — меньше месяца. Несмотря на отсутствие реальных кандидатов и даже имитации политической борьбы, власть опасается, что не все пройдет по заранее написанному сценарию. По информации правозащитников и организации экс-силовиков, МВД и КГБ должны обеспечить отсутствие в стране даже минимальных протестов. О том, какими методами это достигается, — в материале DW.
С обыском могут прийти и к людям, далеким от политики
Внимание силовиков к активистам усиливалось перед каждыми выборами. «Но сейчас с обысками приходят и к людям из общественных инициатив, организаций вне политического контекста, которые занимаются, условно, помощью бездомным котикам», — говорит юрист правозащитной организации «Вясна» Светлана Головнева. По ее словам, активных организаций в РБ осталось мало и приходят просто «почти ко всем».
Иногда задержания, обыски или «профилактические» визиты касаются людей, не вовлеченных ни в какую активность. Но, например, номер телефона мог засветиться там, где проходили протесты в 2020 году, и человек попал в базу «Беспорядки», говорят правозащитники. В ней, по данным «Киберпартизан», десятки тысяч человек.
Это совпадает с данными организации экс-силовиков Bypol. По их информации, сотрудникам милиции раздали списки людей из базы «Беспорядки» — «для отработки и проведения профилактических мероприятий». И все МВД с ноября 2024 года работает в усиленном режиме, до 26 января остальные их обязанности отошли на второй план, пишет ByPol. Главное — убедиться, что протестов не будет.
«Не исключено, что некоторых «неблагонадежных» белорусов могут привлечь к административной или уголовной ответственности, в том числе по надуманным или незначительным поводам», — пишет Bypol.
«Расписка» без юридической силы
Эта «отработка» не означает обязательный арест. Людей могут запугивать при помощи так называемых «профилактических бесед», с которыми силовики приходят к белорусам домой или вызывают в РОВД или прокуратуру. Так раньше поступали с политическими активистами, например, перед Днем воли или «Чарнобыльскім шляхам».
Людям дают подписать документ о том, что они обязуются «не совершать противоправные действия». Специальной формы для таких «расписок» нет, обычно текст просто напечатан на листе бумаги.
«Человек расписывается, что он предупрежден за ответственность, например, за участие в несанкционированных массовых мероприятиях. Этот документ не несет юридических последствий, ведь если какие-то действия запрещены законодательством, то ответственность за них наступает в любом случае, раписывались вы или нет», — объясняет юрист «Вясны».
Такая «профилактика» должна и запугивать людей, и демонстрировать, что милиционеры проводят некую работу и могут о ней отчитаться.
Предупреждения рассылают даже в школьных чатах
В соцсетях и чатах, даже школьных, белорусов также призывают не участвовать в «экстремистских» мероприятиях. «Раньше в школе призывали к активности — прийти на выборы, на досрочное голосование. Сейчас это больше про запугивание, чтобы чего-то не делали: не передавали информацию, не контактировали с «экстремистами», не участвовали в мирных собраниях», — перечисляет правозащитница.
«Учитель пересылает либо просит родителей переслать сообщение о том, что предстоят выборы, предупреждаем, что за участие в несанкционированных собраниях предусмотрена ответственность вплоть до уголовной, а за экстремистские и террористические преступления — вплоть до смертной казни», — приводит пример правозащитница.
Молодых людей предупреждают об «ответственности» в вузах, сотрудников госсектора -на рабочих местах.
«Например, в Белыничах прокуратура провела встречу с коллективом районной больницы, где прокурор предупредил о необходимости соблюдения законодательства в период проведения избирательной кампании. И таких «профилактических» мероприятий много. Некоторые представлены чуть ли не как научные форумы, но цель — показать якобы сплоченность и продвигать нарратив про «народного президента». Иногда за Лукашенко агитировали во время сбора подписей за другого кандидата», — говорит Светлана Головнева.
«Нужно платить еще раз»
Иногда сложно определить, связаны аресты с выборами или продолжается каток репрессий, запущенный после 2020 года. Так, не останавливается преследование за помощь политзаключенным, признан экстремистским сервис «Письмо.бел”, его администраторы арестованы. «Когда добавляется волна репрессий в связи с выборами, это еще больше ухудшает атмосферу в стране», — констатируют в «Вясне».
С осени 2023 года в Беларуси идет волна давления на ЛГБТК+ комьюнити. «Сложно сказать, это связано с выборами или с новой тенденцией перенимать репрессивные практики в отношении ЛГБТ+ людей у России», — рассказывает Светлана Головнева . При этом часто людям задерживали не за активизм, а за саму принадлежность к комьюнити.
Также начали вызывать повторно тех, кто уже платил штраф за донаты. «Если раньше вызывало КГБ, то сейчас это ГУБОПиК. Людям заявляли: мы не знаем, что у вас там было в КГБ, но нужно платить еще раз», — рассказывает юрист.
Кроме того, стало больше угроз за передачу информации правозащитникам и независимым СМИ, которую публикуют приближенные к силовикам Telegram-каналы.
Усилятся ли репрессии к 26 января?
На выборах-2025 будет больше ограничений, чем в 2020-м. За фото и видео бюллетеней теперь предусмотрена административная ответственность.
Глава и члены избирательных комиссий теперь анонимны, на их бейджиках — только надпись «член комиссии». «Сложно бывает понять это член комиссии или, например, сотрудник ГУБОПиКа среди них», — говорят правозащитники.
Власти отменили возможность голосовать за границей. Сотням тысяч белорусов зарубежья предлагают приехать в страну и прийти в один из семи участков.
После выборов 2020 года не вернули шторки на кабинках для голосования, которые убрали под предлогом коронавируса. «Шторки у нас главный рассадник болезней», — иронизируют правозащитники.
При этом в целом власти стараются привлекать поменьше внимания к выборам. «Людям говорят, что выборы — это только день голосования. А то, как формируются избирательные комиссии, например, это «не ваше дело». Туда не нужно соваться, все само организуется. А вы сидите тихо», — говорит Светлана Головнева.
Усилится ли волна репрессий ближе к дате выборов? «Мне кажется, будет оставаться примерно такой же. Из того, что мы видим, тактика «организаторов выборов» — удерживать все максимально под контролем, — говорит правозащитница. — У нас есть гипотеза: если у власти есть задача провести все «тихо и красиво», то под этот нарратив все репрессии, задержания нужно немножко отпустить ближе к выборам. То есть сначала всех запугать — а потом все тихо провести».