Администрация бундестага выясняет, нарушила ли беседа Илона Маска с Алис Вайдель закон о финансировании политических партий. Речь может идти о незаконных пожертвованиях в пользу правопопулистской АдГ.В германском бундестаге начата проверка в связи с поддержкой, которую выразил правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) американский миллиардер Илон Маскв ходе интервью с сопредседательницей АдГ, кандидатом в канцлеры Алис Вайдель (Alice Weidel). В администрации парламента ФРГ в четверг, 9 января, подтвердили информацию об этом, первоначально обнародованную газетой Rheinische Post. По словам сотрудников администрации, цель проверки — выяснить, не имело ли место незаконное партийное пожертвование в пользу АдГ.
Ранее неправительственная организация LobbyControl указала, что публичная беседа Маска и лидера АдГ Алис Вайдель, которая прошла вечером 9 января, может расцениваться как «незаконное партийное пожертвование» и «политическая реклама». По словам представителя организации Ауреля Эшмана (Aurel Eschmann), речь идет об искусственно завышенных охватах контента Маска на принадлежащей ему платформе X. АдГ, согласно публичной информации, за эту услугу не платит, добавил Эшман.
В Германии пожертвования из-за пределов ЕС запрещены
Согласно изменениям в законе о политических партиях Германии, внесенным в начале 2024 года, агитация со стороны третьих лиц считается пожертвованием, которое запрещено делать из стран, не входящих в состав ЕС.
Обязанность следить за правильностью финансирования политических партий и предвыборной рекламы в Германии лежит на бундестаге, отмечает агентство EPD.
Не нарушило ли интервью Маска с Вайдель законодательство ЕС, должны выяснить европейские регуляторы в сфере технологий. Как отмечает издание Politico, внимание команды Еврокомиссии из 150 экспертов сосредоточено не столько на содержании разговора, сколько на алгоритмах соцсети X, которые могут продвигать интервью с Вайдель среди более чем 100 млн пользователей в ЕС и снижать охваты контента немецких партий, конкурирующих с АдГ, предоставляя тем самым АдГ «несправедливое преимущество» за полтора месяца до выборов в бундестаг.