71279779 403 Deutsche Welle Зоран Миланович, Хорватия

В Хорватии выбрали президента. Это повлияет на отношения с ЕС и РФ?

Во втором туре президентских выборов в Хорватии победил действующий глава государства Зоран Миланович. Кому выгоднее его победа, Брюсселю или Москве? DW — о возможных последствиях выборов.Это было демонстрацией силы — набрав почти три четверти голосов избирателей (74,4%) во время второго тура президентских выборов в Хорватии, действующий глава государства Зоран Миланович был переизбран на новый срок. Его конкурент Драган Приморац, который был кандидатом от правящей партии Хорватское демократическое содружество (HDZ), набрал, вопреки ожиданиям, лишь около 25% голосов.

Сокрушительная победа Милановича воспринимается в Хорватии не столько как поражение Примораца, которого даже во время избирательной кампании считали слабым кандидатом, а прежде всего, как пощечина влиятельному премьеру страны и главе партии HDZ Андрею Пленковичу. Эту мысль озвучил в своей речи после оглашения результатов выборов и сам Миланович. Выступая перед своими ликующими избирателями в Загребе, он сказал: «Никто не получал 70 и более процентов голосов избирателей. Это плебисцитарное послание хорватского народа всем, кто должен его услышать — и я просил бы, что оно было услышано». Под «всеми» явно имелось в виду правительство Пленковича и он сам.

Кто в Хорватии на самом деле в оппозиции?

В ходе своей предвыборной кампании бывший глава партии социал-демократов Миланович представлял себя избирателям как единственного настоящего оппонента хорватского премьер-министра. В то время, как своего фактического соперника на президентских выборах — Драгана Примораца — Миланович игнорировал или выставлял марионеткой влиятельного премьера, самого Пленковича и его политику Миланович критиковал неустанно, называя ошибочной и авторитарной, дать отпор которой может только Миланович — в роли главы государства. Так, он неоднократно обвинял премьера Пленковича в коррупции и кумовстве и возлагал на него вину за плохое экономическое положение Хорватии, из-за которого десятки тысяч хорватов ежегодно покидают страну в поисках лучших условий жизни в других государствах ЕС.

Пленкович руководит правительством с 2016 года и за это время уже сменил 30 министров — в основном из-за доказанных обвинений в коррупции. Все большую роль в этом играет основанная в 2021 году прокуратура ЕС (EPPO), которая проводит собственные расследования и основанные на их результатах задержания.

Что решает в Хорватии президент?

Действительно ли что-то изменится в Хорватии после победы Милановича на выборах — большой вопрос. С одной стороны, Пленкович сам только на выборах в апреле 2024 года в третий раз стал главой правительства, а его партия — главной политической силой. Несмотря на все коррупционные скандалы, правящая коалиция и парламентское большинство HDZ остаются стабильными.

С другой стороны, президент в Хорватии почти ничего не решает во внутренней политике. У него есть определенные полномочия в том, что касается деятельности спецслужб, и право голоса при назначении дипломатических представителей страны. Главную роль президент играет только в вопросах обороны, являясь верховным главнокомандующим вооруженных сил. Как президент, избранный прямым голосованием, Миланович занимает заметную позицию в обществе и часто этим пользуется. Он высказывается — часто с использованием грубых выражений — и позиционирует себя как неутомимый критик правительства, который называет вещи своими именами. Таким образом Миланович пытается представить себя как фактическую оппозицию в стране — по крайней мере, на словах.

Изменится ли внешняя политика Хорватии?

Больше влияния есть у президента Хорватии во внешней политике, особенно если речь идет о вопросах безопасности. Неоднократно во время предвыборной борьбы Миланович повторял, что Пленкович слишком прислушивается к тому, что ему говорит Брюссель, что он якобы постоянно соглашается со всем и не учитывает интересы страны. При этом хорватский глава государства не разу не сказал, какие именно интересы Хорватии нужно защищать.

Андрей Пленкович считается убежденным европейцем и сторонником НАТО. Он несколько лет был депутатом Европарламента до того, как в 2016 году вернулся в Хорватию и занял пост председателя правоцентристской партии HDZ. При этом сам Миланович, несмотря на громкую риторику насчет суверенитета Хорватии, вовсе не является противником Евросоюза. Всякий раз президент подчеркивает, что Хорватия стала членом ЕС в 2013 году, когда именно он был главой правительства. Членство Хорватии в НАТО с 2009 года он тоже никогда не ставил под сомнение. «Мы относимся к западной цивилизации», — говорил он, а значит, и к двум западным союзам: ЕС и НАТО.

Но при всем этом, по выражению Милановича, необходимо помнить об интересах Хорватии. «Мы должны думать о себе, наша политика должна быть более самостоятельной», — сказал недавно президент во время предвыборного мероприятия. Брюссель он рассматривает как источник получения денег. Субсидии ЕС — это «наши деньги», и Хорватия заслуживает их. При этом государство, которое лишь недавно стало членом ЕС, является крупнейшим получателем средств ЕС: в 2023 году брюссельские платежи Загребу составили 2,35 млрд евро, это 3,1% ВВП Хорватии, что больше, чем в любой другой стране ЕС.

В чем различны взгляды президента и премьера Хорватии?

В том, что касается войны в Украине, Миланович охотно использует слова о суверенитете. «Война России (против Украины. — Ред.) — это не наша война. Тот, кто этого не понимает, будет иметь в моем лице противника», — говорил он во время предвыборной борьбы. При этом он также заявлял, что «Россия, такая, какая она есть сейчас, не может быть нашим партнером». А если Владимир Путин приедет в Хорватию, он даст его арестовать — и что хорватские солдаты не должны участвовать в этой войне, в том числе и в рамках миссии НАТО.

Поэтому Миланович в октябре 2024 года отказался давать согласие на участие хорватских офицеров в программе «Поддержка НАТО в области безопасности и обучения для Украины» (NSATU). Он считает, что подобная миссия будет противоречить национальным интересам и втянет Хорватию в войну против Украины. Одновременно с этим Миланович подчеркивает, что согласился на все другие многочисленные предложения об участии Хорватии в рамках миссий ООН, НАТО и ЕС. Кроме того, Загреб и дальше будет оказывать Украине гуманитарную помощь, поскольку эта страна однозначно является жертвой российской агрессии. Пленкович, напротив, готов согласиться на участие Хорватии в программе НАТО по Украине вместе с другими партнерами. Он неоднократно призывал президента сделать это, но пока безуспешно.

Меньше разногласий между президентом и премьером существует в том, что касается отношений с соседними странами. В случае с Боснией и Герцеговиной, где хорваты, боснийцы и сербы являются тремя основными этническими группами, и Миланович, и Пленкович пытаются продвигать хорватские интересы, используя иногда при этом националистическую риторику.

По отношению к Сербии, наоборот, оба предпочитают держать дистанцию, зная, что страна является важным торговым партнером Хорватии. Предпосылкой для тесного политического сотрудничества на региональном уровне является выбор Сербии, которая должна решить в каком направлении ей двигаться — в сторону России или ЕС. «Только после этого можно серьезно говорить друг с другом», — заявил Миланович.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle