Он пожертвовал своей карьерой ради строительства больницы в Африке. «Хороший немец» Альберт Швейцер сделал много полезного для человечества. Но не все его поступки достойны подражания.Его именем в Германии названы улицы, множество школ, университетов и больниц. Альберт Швейцер (Albert Schweitzer) — ученый, врач, философ, теолог, писатель, музыкант и лауреат Нобелевской премии мира.
Он как никто другой активно выступал за благотворительность и сам активно ею занимался. И особенно этого человека с усами и в пробковом шлеме — каким он часто предстает на фотографиях — почитали за его гуманитарную деятельность в Африке. После строительства больницы в африканском Ламбарене (на территории сегодняшнего Габона) на его собственные средства он получил прозвище «доктор из джунглей», которое сопровождало его до последних дней жизни.
Но он был и ребенком своего времени. Родившись в 1875 году, он не избежал влияния колониальных моделей мышления, которые были широко распространены в то время, когда большая часть Африки находилась под колониальными правлением европейских стран. Сам Швейцер считал, что выполняет своего рода «цивилизаторскую миссию» в Африке: он видел свое призвание в том, чтобы сделать местное население, которое он называл «детьми без культуры», не только здоровым, но и «цивилизованным».
Другом нацистов Альберт Швейцер не был
Национал-социалисты тоже были наслышаны о славе доктора. И хотя Альберт Швейцер изначально предупреждал о нежелании сотрудничества с ними, попытки привлечь его на свою сторону не прекращались. Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) даже направлял ему в личное приглашение, которое было вежливо отклонено Швейцером, практически постоянно находившемся в Африке с 1924 года.
Обустроившийся в Африке Швейцер дистанцировался от ужасов Холокоста и на протяжении всей своей жизни никогда открыто не высказывался об этом — и в этом его упрекают по сей день. Об этом рассказала в разговоре с DW культуролог и публицист Каролине Фечер (Caroline Fetscher). Ее книга «Утешительные тропики» («Tröstliche Tropen») посвящена амбивалентной фигуре знаменитого врача и благотворителя из Германии. «Альберт Швейцер определенно был осведомлен о преследовании евреев. Время от времени в его письмах появлялись фразы о «нецивилизованных людях» и «потере культуры». Однако он не протестовал и не высказывался на эту тему даже после 1945 года, хотя его современники ожидали и требовали этого от него», — поясняет автор книги.
Таинственное молчание Альберта Швейцера
Работая над книгой, Каролине Фечер изучила биографии сотрудников Швейцера и узнала, что большинство врачей, работавших в то время в больнице в Ламбарене, были евреями, которые вынуждены были покинуть Европу из-за Холокоста. «После войны с ним работал врач, которого, поскольку Альберт Швейцер был уже в преклонном возрасте, прочили в будущие руководители больницы и у которого на руке был вытатуирован номер заключенного концлагеря Освенцим. Швейцер знал его историю и знал о зверствах», — считает публицистка. Кроме того, жена Швейцера Элен была еврейкой по происхождению и лишь чудом избежала концлагеря. «Тем не менее, — пишет Фечер, — в его жизни в этой связи есть огромный пробел, который вызывает недоумение даже у его биографов».
Тем временем больница имела огромный успех. Швейцер и его команда боролись с болезнями и детской смертностью. Их достижения были весьма удобны для пропагандистских целей нацистского режима — благотворительность должна была оттенять преступления, совершавшиеся нацистами во время Второй мировой войны, говорится в работе Каролины Фечер: «Немцы могли отодвинуть Холокост и его еврейские жертвы на второй план и встать на защиту далеких «темнокожих бедняков», для которых Альберт Швейцер как «хороший немец» все-таки делал много хорошего».
Поэтому неудивительно, что многие дети и молодые люди в послевоенной Германии считали Швейцера своим кумиром. Целые школьные классы писали ему письма, а его изображение появлялось на почтовых марках. Многочисленные газетные статьи и книги способствовали укреплению его репутации как филантропа-целителя.
Европейское высокомерие Альберта Швейцера
Мотивы, побудившие Швейцера отказаться от карьеры в Германии и вложить свои усилия и деньги в гуманитарный врачебный проект в Ламбарене, поначалу казались действительно героическими. Как гласит одна из его цитат: «В конечном счете все хорошее, что мы делаем для населения колоний, это не благотворительность, а искупление всех тех страданий, которые мы, белые, причинили им с того дня, как наши корабли подошли к их берегам».
Для Швейцера это была возможность исправить то, что сделали другие «белые». Но проблема заключалась в том, что у коренного населения Африки так и не появилось возможности взять ситуацию в свои руки. В то время Швейцер не хотел иметь ничего общего с эмансипационными идеями. Он говорил африканцам: «Я ваш брат. Но я ваш старший брат». Даже по мере развития освободительных движений в Африке его высокомерное отношение не сильно изменилось: «Мы должны принять тот факт, что наши темнокожие младшие братья тоже вырастут».
Нужны ли миру такие люди, как Альберт Швейцер?
Альберт Швейцер хотел творить добро, даже будучи приверженцем широко распространенных в то время колониалистских взглядов. При этом в учебники истории он вошел благодаря своей гуманитарной врачебной деятельности. 14 января 2025 года отмечается 150 годовщина со дня его рождения — поэтому в эти дни о его работе вспоминают особенно часто.
Мир знает и чествует Швейцера не только как «доктора из джунглей», гуманиста и любителя животных, но и как неутомимого борца с ядерным вооружением в годы холодной войны. За свою активность он был удостоен Нобелевской премии мира в 1952 году.