Немецкие автостроители отчитались о продажах в 2024 году. Сбыт снизился, но итоги могли бы быть и намного хуже. Кто лучше других справляется с кризисными явлениями?Автопром Германии переживает сейчас не лучшие времена, однако едва ли не главная его проблема — это Китай. В предыдущем десятилетии все ведущие немецкие автостроители сделали КНР своим важнейшим рынком и теперь несут потери из-за того, что там, в условиях резко обострившейся конкуренции с местными производителями, особенно в бурно растущем сегменте электромобилей, падают продажи.
На китайском рынке у всех немцев минус
В результате и у группы Volkswagen с брендом VW и дочерними фирмами Audi и Porsche, и у BMW, и у Mercedes-Benz в 2024 году, по сравнению с 2023 годом, снизился глобальный сбыт автомобилей, хотя у большинства из них всего на несколько процентов. Все эти компании с 9 по 14 января обнародовали валовые показатели за прошлый год (финансовые отчеты будут представлены позднее).
«Бренду BMW удалось увеличить сбыт по всем видам двигателей и во всех регионах, кроме Китая», — сообщил баварский автостроитель. «Porsche добился роста и рекордных показателей в четырех из пяти регионов мира», — говорится в отчете производителя престижных спортивных автомобилей и внедорожников. Компания Audi в своем отчете указала на «высококонкурентный рынок Китая», концерн Mercedes-Benz среди причин прошлогоднего снижения продаж первым делом назвал «рыночные условия в Китае».
В конкретных цифрах падение спроса на немецкие автомобили в Китае выглядит так: у Porsche продажи в КНР упали на 28%, у BMW вместе с брендом MINI на 13,4%, у Audi на 11%, у Volkswagen Group на 9,5%, отдельно у VW на 8,3%, у Mercedes-Benz на 7%.
Столь значительные потери на китайском рынке не могли, естественно, не сказаться на суммарных валовых показателях. Так, у BMW глобальные продажи снизились в прошлом году на 4% до 2,45 млн автомобилей, у группы Mercedes-Benz также на 4% до 2,389 млн единиц, у Audi на 11,8% до 1,671 млн легковых машин, у Porsche на 3% до примерно 311 тысяч спорткаров и SUV.
Таким образом, в тройке крупнейших немецких производителей, традиционно делающих упор на выпуск автомобилей для бизнес-класса и премиум-сегмента, BMW второй год подряд лидирует и успешно держит на дистанции Mercedes-Benz, в то время как Audi все больше отстает.
Однако это не столь сильно испортило общие показатели материнского концерна Volkswagen Group. Крупнейший автостроитель Европы сообщил 14 января, что в прошлом году передал клиентам по всему миру 9,03 млн автомобилей, что всего на 2,3% меньше, чем годом раньше.
В концерне Volkswagen ситуация лучше, чем казалось
Тут стабилизирующую роль сыграла основная компания группы — фирма Volkswagen с брендом VW. Ее сбыт составил 4,8 млн единиц, что только на 1,4% меньше объемов предыдущего года. Это, на первый взгляд, противоречит всему тому, что происходило в последние месяцы, когда речь пошла о том, что Volkswagen может закрыть в Германии, как минимум, три автозавода. Возникло впечатление, что компания чуть ли не на грани краха, хотя на самом деле ее сбыт сократился всего на полтора процента.
На самом деле никакого противоречия нет, потому что руководители как компании Volkswagen, так и всей группы забили тревогу из-за сокращения не столько продаж, сколько прибыли. А она упала в 3-м квартале 2024 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, на 64%. В этой ситуации закрытие трех заводов было не столько конкретным планом, сколько угрозой в адрес профсоюзов, чтобы они осознали серьезность положения и проявили на предстоявших тарифных переговорах готовность к компромиссам.
В конечном счете было согласовано решение сохранить все предприятия, но в течение предстоящих пяти лет сократить в компании штаты на 35 тысяч человек, причем сделано это будет без массовых увольнений, а главным образом путем упразднения освобождающихся рабочих мест.
Такова прагматичная реакция руководства Volkswagen и профсоюзов на все более очевидный факт: у компании накопились в Германии избыточные мощности, поскольку прежних объемов экспорта в Китай уже больше не будет, ведь там выросла собственная мощная автомобильная промышленность, которая не только все более успешно вытесняет со своего рынка немецких и других иностранных производителей, но и начала экспансию на европейском рынке.
Различные китайские автостроители наращивают сейчас экспортные поставки в Евросоюз, а компания BYD к тому же форсирует строительство в Европе собственных заводов. В обоих случаях речь идет исключительно об электромобилях, поскольку автопром КНР даже не пытается продавать в ЕС те легковые машины с двигателями внутреннего сгорания, которые массово поставляются в последние годы в Россию.
Спрос на электромобили BMW быстро растет
Китайский автопром стал грозным конкурентом немецким и другим иностранным автостроителям исключительно благодаря автомобилям на электрической тяге, и наглядный пример тому — стремительный рост компании BYD, почти догнавшей в прошлом году мирового лидера на рынке электромобилей Tesla. Так что для того, чтобы остановить падение продаж в Китае и удерживать позиции на родном европейском рынке, автоконцернам Германии нужны сейчас, прежде всего, конкурентоспособные электромобили самых разных классов.
Не случайно во всех опубликованных теперь отчетах немецких автостроителей особое внимание уделено именно моделям, работающим исключительно на электрической тяге (Battery Electric Vehicle, BEV).
И тут наиболее впечатляющих успехов добился баварский автостроитель BMW Group. В 2024 году он увеличил по всему миру продажи BEV на 13,5% до 426 594 единиц. При этом сбыт электромобилей основного бренда BMW вырос на 11,6% до 368 523 единиц, марки MINI на 24,3% до 56 181 единиц, а марки Rolls-Royce даже на 479,6% до 1 890 единиц.
В последнем случае такой скачок объясняется, естественно, эффектом низкой базы. В то же время он свидетельствует о том, что покупатели таких сверхдорогих люксовых автомобилей, как Rolls-Royce, тоже все чаще предпочитают ездить на электрическом моторе.
На фоне BMW результаты других ведущих немецких производителей электромобилей выглядят довольно скромно. Никому из них не удалось увеличить глобальные продажи BEV. У традиционно главного конкурента Mercedes-Benz они, наоборот, упали на 22% до 204 600 единиц. У Audi они снизились на 8% до 164 000 машин, у Porsche сбыт электрического флагмана Taycan рухнул даже на 49% до 20 836 машин.
Европа заказывает электромобили у Volkswagen Group
В итоге Volkswagen Group, провозгласившая несколько лет назад после дизельного скандала стратегическую переориентацию на форсированный выпуск электромобилей, продала в прошлом году по всему миру 744 800 BEV — на 3,4% меньше, чем годом раньше.
В то же время в Китае, где самая жесткая в мире конкуренция на рынке электромобилей, группе Volkswagen удалось на 8% увеличить продажи BEV. А это говорит о том, что падающий сбыт в КНР объясняется тем, что все хуже и хуже продаются автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
Наибольшим спросом у группы Volkswagen пользуются электрические модели VW.ID4/ID.5 (компактный SUV) и VW ID.3 (класс Golf). Сравнительно хорошо продаются также Audi Q4 e-tron, электрическая модель Enyaq чешской дочерней фирмы Škoda и Cupra Born, выпускаемая испанской дочерней фирмой Seat.
Volkswagen Group особо подчеркивает, что в этом году в Западной Европе портфель заказов на электромобили группы на 88% превышает данный показатель в начале прошлого года, причем хитами продаж обещают стать, в частности, VW ID.7 Tourer, Audi Q6 e-tron и Porsche Macan Electric.
Если судить только по валовым показателям, то складывается впечатление, что немецкий автопром в целом весьма неплохо держит удар на мировом рынке, который переживает нелегкий период. При этом лучше других чувствует себя BMW, тем более что именно в 2025 году баварский автостроитель приступит к продажам так называемого «нового класса» электромобилей (Neue Klasse).
А что покажут финансовые отчеты?
В каком финансовом состоянии находятся немецкие автостроители, станет ясно в ближайшие месяцы. Не исключено, что у ряда автостроителей показатели выручки и особенно прибыли, окажутся настораживающими или даже тревожными. К тому времени, возможно, станет также ясно, введет ли президент США Дональд Трамп заградительные импортные пошлины на немецкие автомобили и насколько серьезным ударом это станет для автоконцернов Германии.
Однако представленные пока данные о продажах за прошлый год никак не свидетельствуют о тяжелом кризисе во всей отрасли. Немецкий автопром столкнулся с определенными трудностями и снижением сбыта, продолжает терять позиции на все еще крайне важном китайском рынке и вынужден приспосабливаться к новым условиям, но он по-прежнему производит и продает по всему миру многие миллионы автомобилей, причем немалая часть из них по-прежнему выпускается на заводах в Германии.