Site icon SOVA

Месяц после катастрофы танкеров. Власти РФ не справляются?

71087251 403 Deutsche Welle танкеры

В Черном море не удается изолировать протечку мазута в одном из танкеров. Волонтеры жалуются, что чиновники пытаются «пиариться» на их работе и замалчивают реальную ситуацию.Спустя почти месяц после катастрофы 15 декабря двух танкеров «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» в Керченском проливе выброс мазута в Черное море остановить не удается. 12 января МЧС России признало, что из кормы одного из танкеров продолжают вытекать нефтепродукты. Заделать пробоину в ближайшее время не получится из-за неподходящих условий для работы водолазов. По официальным данным, в Черное море могло уже попасть около 5 тысяч тонн из перевозимых в танкерах 9,2 тысяч тонн мазута.

Часть нефтепродуктов вынесло на берег, загрязнение растянулось более чем на 50 км. Ситуация возмутила президента РФ Владимира Путина, который на одном из совещаний с министрами распорядился, чтобы «должностные лица» активнее включились в работы. Однако, как выяснила DW, активность госслужащих осложняет работу волонтеров, а в одном из эпизодов уже привела к гибели спасенных птиц.

Часть мазута осела на морское дно

Вытекший из танкеров мазут представляет из себя «тяжелую» форму топочного мазута марки М100, часть которого осела на морское дно, а часть продолжает выносить на берег. В МЧС России заверили, что пока нет эффективных технологий по сборке этот вида нефтепродуктов. Хотя, по данным экологов, такие технологии разработали после крушения танкера «Престиж» с аналогичными нефтепродуктами у берегов Испании в 2002 году.

Российские власти ожидают худшего сценария ближе к лету, когда температура моря вырастет: ожидается, что нефтепродукты начнут растворяться в воде, и волны мазута вновь будет выбрасывать на берег.

Последствия загрязнения могут сохраняться до 10 лет

Экологи сходятся во мнении, что в Черное море попало настолько большое количество нефтепродуктов, что последствия будут напоминать о себе еще долго. Прежде всего, мазут представляет угрозу для экосистемы, поясняет эколог и эксперт UWEC — международной экологической группы — Евгений Симонов. «Природные экосистемы будут восстанавливаться лет 10, но для некоторых видов этот разлив может стать катастрофой», — говорит он.

В Greenpeace рассказали DW, что к 5 января в Черном море зафиксировали 32 мертвых дельфина, чья смерть, вероятно, связана с разливом мазута, а также 1355 погибших птиц. Анна Ежак, эксперт организации в Центральной и Восточной Европе пояснила в разговоре с DW, что высокая концентрация углеводородов вредит рыбам, беспозвоночным и бентосу (беспозвоночные, обитающие на дне грунта). Это может привести к снижению их популяций и нарушению пищевых цепей, объясняет она: «Длительное воздействие нефтепродуктов отравляет морские травы, что нарушает среду обитания многих организмов».

Кроме того, мазут представляет опасность для тех, добавляет Симонов, кто решит искупаться в загрязненной зоне в летний сезон. «Они будут ощущать неприятный запах, у многих обострятся заболевания дыхательных путей, а также возможен канцерогенный эффект», — предупреждает он. Ежак добавляет, что контакт с мазутом опасен для здоровья человека: «Пары мазута токсичны, могут вызывать аллергические реакции и проблемы с дыханием, а контакт с кожей приводит к воспалениям».

Волонтеры недовольны медлительностью госслужащих

Пользоваться защитными костюмами приходится и волонтерам, которые помогают устранять последствия катастрофы. Часть из них очищает берег от мазута, а другие — отмывают птиц от нефтепродуктов. Движение добровольцев зародилось стихийно, а через штаб по спасению птиц прошло уже 10 тысяч человек, рассказал DW эколог Евгений Витишко, который стоял у истоков создания штаба и сам работает у места разлива с 17 декабря. За это время удалось спасти примерно 2,5 тысяч птиц, говорит он: «Это примерно половина от всех птиц, попавших в мазут. Это выше мирового опыта, когда остается в живых 10-12%».

По словам Витишко, он пытается убедить власти перенять волонтерский опыт и создать реабилитационный центр для птиц, чтобы их можно было содержать там в течение 3-6 месяцев: «На мой взгляд, есть еще месяц на создание — дальше некого будет спасать».

Один из волонтеров, который встретил 2025 год в Анапе и помогал отмывать птиц, рассказал, что штаб получилось сформировать за счет пожертвований: «Сначала были переводы на карту одной из волонтерш, но банк мог заблокировать ее карту за такое количество транзакций». Позже волонтеры попросили всех желающих покупать в интернет-магазинах необходимые вещи — инвентарь, вещи для реабилитационного центра — и заказывать доставку до них. Местные отели согласились бесплатно селить и кормить волонтеров, так как для них предстоящий летний сезон — вопрос выживания бизнеса. На тот момент местные власти обеспечивали волонтеров китайскими защитными костюмами и сорбентами, пояснил собеседник DW, но власти не смогли быстро организовать работу спецтехники. Сейчас эту проблему, по его словам, удалось решить.

Власти берут волонтерский штаб под контроль

Волонтеры поделились впечатлением, что большую часть работы по-прежнему выполняют они, а не государство — при этом в их работу начинают вмешиваться высокопоставленные чиновники. Первый скандал произошел в начале января, когда на загрязненную прибрежную территорию Анапы приехали сотрудники Минприроды. Они забрали около 160 спасенных птиц и без согласования с волонтерами выпустили птиц на волю. «Они делали это ради собственного PR», — предположила в разговоре собеседница DW из штаба. Однако PR-акция привела к трагическому итогу: на следующий день почти всех птиц нашли мертвыми на берегу заповедника, где их выпустили — об этом волонтеры рассказали в соцсетях. Вместе с мазутом с оперения птиц смыли их естественный теплоизоляционный слой — прошло слишком мало времени для их реабилитации, пояснили орнитологи.

Позже произошел скандал с участием замминистра образования Краснодарского края Сергеем Урайкиным, который неожиданно приехал в штаб к волонтерам. Он в грубой форме и с нецензурной лексикой запретил волонтерам публично рассказывать о внутренних процессах в штабе: «Вы понимаете, чем занимаетесь — спекуляцией. У людей — паника на всю страну […] У вас *** в порядке с головой?»

Волонтеры выложили видео этого общения — чиновнику позже пришлось в соцсетях принести извинения: «Непрерывное напряжение дало о себе знать […] Все переживаем и болеем за общее дело». Он пояснил, что причиной его «эмоционального высказывания» было нежелание волонтеров переезжать из одного здания в другое. Сами волонтеры говорили, что их переселили в новое здание незадолго до приезда съемочных групп российских СМИ и высокопоставленных госслужащих: «Делегации прошли, показали, как все хорошо. Но затем нас выкинули отсюда». По словам Витишко, помещение нужно было привести в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, так как оно соседствовало со столовой.

Штаб волонтеров призывают лоббировать интересы чиновников

После скандала с гибелью птиц из-за действий сотрудников Минприроды у штаба волонтеров появился специалист по связям со СМИ и властями. Как рассказывают волонтеры, с 6 января девушка отвечает за контент внутреннего чата штаба, она призвала не поддаваться «на провокации людей, которые заинтересованы в причинении морального и репутационного вреда конкретным организациям с помощью общественных объединений». Как предположил один из волонтеров, «конкретные организации» — это местные власти. В частности, сотрудница по связям со СМИ от имени штаба лоббирует интересы депутата Госдумы от «Единой России» Артема Метелева, который курирует прокремлевское движение волонтеров «#Мывместе».

Доброволец, который продолжает работать в волонтерском штабе, объяснил, что «ощутил практически физическую боль», когда увидел кадры последствий катастрофы и гибнущих животных, поэтому решил приехать в Анапу. Изначально, говорит он, атмосфера в волонтерском штабе была открытой: «Меня поразило, как сплотились люди в дружный механизм. Кто-то таскал, кто-то намыливал птиц, кто-то выдавал средства защиты. Было круто быть частью этого».

После того как власти начали оказывать влияние на волонтерский центр, появились сомнения в статистике и методах работы, продолжает волонтер. Он предположил, что местные власти пытаются замолчать некоторые процессы, закрыть статистику из-за страха перед федеральным начальством. Его личного эмоционального и финансового запаса прочности осталось на месяц: «Несмотря на бесплатное питание и жилье тут, у меня осталось немного собственных сбережений». Несмотря на это, он решил остаться, потому что чувствует, что находится на своем месте и делает важное дело.

Exit mobile version