Site icon SOVA

Ради Шенгена. Гражданин Польши судится с ФРГ из-за контроля на границе

69932280 403 Deutsche Welle шенген

Поляк Якуб Волински, работающий в саксонском Гёрлице, подал иск к властям ФРГ из-за контроля на немецко-польской границе. Причина, по его словам, — не только бытовые неудобства, но и нарушение Шенгенского соглашения.Якуб Волински производит впечатление спокойного человека и не выглядит тем, кто ищет конфликта. И все же Волински сейчас настроен на борьбу — он обратился в суд с иском против ФРГ из-за контроля, который немецкие власти ввели на границе с Польшей. Внимание, которое поляк привлек к себе в связи с поданным иском, в хорошем смысле удивило его самого — и в то же время немного встревожило. «К счастью, у меня есть семья», — поделился Волински в беседе DW. И добавил, что благодаря ей, стресс быстро проходит.

Для уроженца польского Згожельца домом уже давно является Гёрлиц — так называется саксонская часть этого когда-то единого города, ныне разделенного немецко-польской границей по реке Нейсе. Волински, сотрудник крупной немецкой компании, часто ездит между Германией и Польшей. Возможно, еще и потому, что поляк водит микроавтобус с тонированными стеклами, его неоднократно останавливали на границе.

Это связано с тем, что сотрудники федеральной полиции уделяют такому транспорту повышенное внимание, когда ищут иностранцев, нелегально въезжающих в Германию. «Я использую автомобиль в личных целях, в нем установлены детские кресла, а в документах на машину указано, где я зарегистрирован по месту жительства. Я не знаю, на каком основании полиция подозревает меня в том, что я могу незаконно перевозить людей через границу», — объясняет Якуб Волински.

Особые правила для микроавтобусов согласно Шенгенскому кодексу?

Кроме того, ему неизвестно, что в общих правилах, изложенных в Шенгенском кодексе о границах, есть примечание, согласно котрому, они не распространяются на микроавтобусы. Поэтому эти транспортные средства разрешено чаще подвергать контролю.

Волински жалуется на проведение конкретной проверки на границе. Но ею одной дело не ограничилось. «Сначала полицейские не могли объяснить мне, на каком законном основании они хотят обыскать мою машину, — продолжает он. — Затем они связались со своими коллегами и сослались на две статьи законодательства». Однако, поскольку эти аргументы поляка не убедили, он, поддерживаемый своим адвокатом Кристофом Тометтеном (Christoph Tometten), решил обратиться в суд.

«Немецкое правительство должно немедленно прекратить контроль на границе с Польшей, — подчеркивает адвокат. — Неприемлемо, что Германия систематически нарушает европейское законодательство посредством таких мер контроля. Свобода передвижения граждан стран — членов ЕС — это выдающееся достижение, которое не должно далее ставиться под вопрос. Европейский суд неоднократно подчеркивал это, и это является обязательным для немецких властей и судов».

Иск Якуба Волински — не первый случай, когда к берлинскому адвокату обратились за юридической помощью с подобным делом. Юридический портал Legal Tribune Online (LTO) описывает инцидент с австрийцем, который пожаловался после проверки в поезде, следовавшем из Австрии в Германию, и попросил Тометтена отстаивать его интересы.

Австриец подал иск против властей своей страны из-за пограничного контроля на границе. Дело дошло до Европейского суда в Люксембурге. Как пишет LTO, суд постановил, что такой контроль не может вводиться и продлеваться без должных на то оснований. Таким образом, Якуб Волински не стал первопроходцем, обратившись в суд по аналогичному поводу.

«В прошлом году в Шенгенский кодекс о границах были внесены изменения, и теперь страны-участницы Шенгенского соглашения могут вводить пограничный контроль на более длительный срок (на два года) и затем дважды продлевать в определенных условиях, — объясняет в интервью DW Йоханна Хазе (Johanna Hase) из Института европейской политики (IEP) в Берлине. — Власти могут продлевать действие контроля до трех лет с тем же обоснованием. Но, конечно, они могут и изменить его».

На границе ФРГ и Польши опять появились пробки

Жизнь в саксонском Гёрлице значительно ухудшилась после введения немецкими властями пограничного контроля в октябре 2023 года, сетует Якуб Волински. По его словам, внезапно вернулись давно забытые проблемы: «Пробки на автобане, в городе и на погранпереходах». Волински признается, что каждый раз, когда пересекает границу, чувствует себя потенциальным контрабандистом. «Внимательный взгляд полицейских — это тоже то, что уже было забыто в приграничном регионе», — рассказывает поляк.

Ответчиком по иску Волински выступает Федеративная Республика Германия, «представленная управлением федеральной полиции города Пирна». Там не захотели говорить об этом деле, сославшись на то, что федеральная полиция принципиально не комментирует текущие разбирательства.

Шенгенское соглашение, составляющее правовую основу для открытых границ в рамках Евросоюза, предусматривает в чрезвычайных ситуациях возможность введения временного пограничного контроля. Например, если существует «серьезная угроза» внутренней безопасности той или иной страны. Но введение контроля должно быть хорошо обоснованным и не может быть продлено произвольным образом, чему свидетельство — вышеупомянутый проигрыш дела Австрией своему гражданину в Европейском суде.

Неконтролируемая миграция и теракты служат немецкой стороне оправданием для принятия чрезвычайных мер, действие которых вновь и вновь продлевается. «Большой вопрос, действительно ли угроза настолько велика, что Германия, как это предусмотрено, вынуждена ввести пограничный контроль в качестве крайней меры, — отмечает Йоханна Хазе из IEP.- Поэтому мне также интересно узнать, чем закончится дело Волински».

Шенгенские и Дублинские соглашения

Тот факт, что Германия и другие страны сейчас вводят пограничный контроль в рамах Шенгенской зоны, связано также и с Дублинскими соглашениями. Согласно им, рассмотрение ходатайств просителей убежища должно происходить в первой стране ЕС, куда они въехали — то есть, как правило, это не Германия и не Австрия.

Однако де-факто это правило нарушается в массовом порядке — как с помощью тех, кто нелегально переправляет людей в ЕС, так и благодаря отсутствию контроля на внутренних границах государств, входящих в Евросоюз. Истец Якуб Волински замечает по этому поводу следующее: «Я бы предложил подумать о том, чтобы инвестировать в нашу безопасность в другом месте. Я убежден, что польские пограничники, которые защищают нашу восточную границу, а значит, и внешнюю границу ЕС, были бы рады, если бы люди, которые несут вахту здесь, на границе (ФРГ и Польши. — Ред.), поддержали бы их там (на границе Польши со странами, не входящими в ЕС. — Ред.)».

Поляк хочет защитить Шенген

Волински волнует не что иное, как сохранение фундаментальной европейской свободы — свободы путешествий, гарантированной Шенгенским соглашением. «Я хочу защитить Шенген. Мой иск — против Германии, потому что я живу на немецко-польской границе, но это не единственный подобный случай», — констатирует поляк. И напоминает, что такой же контроль на своих границах уже ввели датчане, австрийцы, французы и не только они.

«Мы наблюдаем за медленным распадом Шенгенской зоны, и я считаю, что с этим нужно что-то делать», — уверен Волински. Иначе, по его мнению, есть риск потерять крупное европейское достижение — свободу передвижения.

Поданный им иск, по утверждению Якуба Волински, ни в коем случае не является антигерманской пропагандой. «Иногда между хорошими друзьями случается так, что один из них совершает глупость и закрывается. Другой должен в такой ситуации дружески подтолкнуть своего приятеля и сказать: «До сих пор ты можешь дойти, но не дальше», — заключил Волински.

Exit mobile version