Польша повышает безопасность границы с Беларусью, инвестируя в современные технологии и надежные заграждения. Но весной там снова ожидается рост числа нелегальных пересечений границы. Репортаж DW.Массивные бетонные блоки перегораживают подъездную дорогу к погранпереходу Половцы (с белорусской стороны — Песчатка), что на северо-востоке Польши. Каждый из них весит 1,7 тонны. «Даже два танка не смогли бы сдвинуть их с места», — не без гордости делится польский пограничник.
Между блоками натянута колючая проволока. За ней — узкая тропинка, которая вьется вдоль пограничного забора высотой 5,5 метра. Видеокамеры, тепловизоры, подземные кабели — все самое современное. Легально здесь больше никто не может пересечь границу — переход Половцы-Песчатка закрыт с лета 2023 года.
Забор на польской границе длиной в 186 км
Построив пограничные заграждения, растянувшиеся на 186 км, с электронным контролем Варшава отреагировала на рост числа беженцев и мигрантов, которые с августа 2021 года неоднократно пытались нелегально пересечь польско-белорусскую границу. В Польше считают, что мигранты поощряются Беларусью, одним из ближайших союзников России.
«Самая большая угроза, с которой мы сейчас сталкиваемся, — это нелегальная миграция, организованная Беларусью», — заявил в интервью DW полковник Анджей Стасюлевич, замкомандира Подляского пограничного отряда. Граждане Афганистана, Сирии или Ирака легально прибывают в Беларусь, а потом их доставляют к границе с Польшей, обещая ее пересечение за восемь-двенадцать тысяч долларов.
Беларусь хочет эскалации ситуации на границе с Польшей?
Польские пограничники используют видеозаписи с камер наблюдения, чтобы показать, как все это работает на практике. На одной из них заметно, как белорусский офицер ночью пропускает группу людей прямо на границе. В этом месте есть только заграждение из колючей проволоки. А река является естественным барьером между территорией Польши и Беларуси.
На другой записи видно, как люди с белорусской стороны бросают камни и горящие ветки в сторону забора на границе. «Беларусь хочет, чтобы ситуация обострилась, — говорит полковник Стасюлевич. — Мы же хотим деэскалации».
Помогают ли построенные на границе заграждения? Да, уверены польские пограничники, которые также высоко оценивают и буферную зону, созданную в приграничном районе. Цель ее возведения — не допустить, чтобы контрабандисты приближались к границе на своих машинах и забирали мигрантов в условленных местах встречи.
Буферная зона препятствует оказанию помощи мигрантам?
Однако правозащитные организации критически относятся к появлению буферной зоны, подчеркивая, что она затрудняет доступ к тем мигрантам, которые — будучи ранеными или больными — застряли в лесу в пределах этой зоны и нуждаются в медицинской помощи.
Забор, построенный поляками на границе, можно легко повредить, такие попытки предпринимаются постоянно. Бригадный генерал Роберт Баган, начальник службы пограничной охраны Польши, берет в руки маленькую тонкую пилу — ту, что была здесь и конфискована. По словам генерала, если использовать более крупные устройства, которые к тому же работают на батарейках, то на то, чтобы сделать дыру в заборе, уйдет шесть-восемь минут.
2685 человек подали прошение о предоставлении убежища в Польше
Несмотря на постоянную модернизацию ограждений и заборов, попытки нелегального пересечения 247-километровой границы Беларуси с Польшей не прекращаются, их число даже выросло. В прошлом году их предприняли почти 30 000 человек.
По официальным данным, более 2685 человек подали прошение о предоставлении убежища в Польше. В Половце открыли центр для приема мигрантов и рассмотрения их ходатайств. Здесь есть даже комната с игровым уголком, предназначенная для семей с детьми. Однако большинство прибывающих сюда мигрантов — мужчины, отправившиеся в путешествие в одиночку.
AI: «Вытеснения» мигрантов назад в Беларусь — это «жестоко и опасно»
Международные правозащитные организации, такие как Amnesty International (AI), обвиняют польские власти в ущемлении прав беженцев и мигрантов, имея в виду так называемые Pushbacks — «вытеснения». «Это жестоко, опасно и, очевидно, незаконно — вытеснять людей обратно в густой лес, учитывая морозы и холода», — отметила в беседе с DW Рут Таннер, замглавы европейского отделения AI. Согласно международному праву, Польша обязана в индивидуальном порядке рассматривать ходатайства о предоставлении убежища, подчеркнула Таннер.
Такого рода критику отвергают как польские власти, так и пограничники на северо-востоке страны. «Можете ли вы более точно определить, что такое «вытеснение»?», — отвечает критикам Мацей Дущик, замгоссекретаря МВД Польши.
Польские пограничники гордятся своей миссией
А бригадный генерал Роберт Баган в этой связи указывает, что каждый пограничник обязан задать мигранту вопрос о предоставлении убежища. «Но если люди говорят «нет», потому что не хотят оставаться в Польше, тогда мы их разворачиваем», — добавляет генерал. Их выпускают обратно на белорусскую территорию через дверь в пограничном заборе. Другого пути нет, констатирует Баган, отмечая, что сотрудничество с властями в Беларуси невозможно уже много лет.
По его выражению, те, кого отправляют обратно, вскоре попытаются снова пересечь границу — «до тех пор, пока у них есть достаточно денег». Их количество и погода, продолжает генерал, имеют решающее значение. В марте, когда становится теплее, польские пограничники ожидают значительно большего числа попыток мигрантов опять перейти границу. Похоже, они гордятся своим современным забором и системами слежения и считают выполняемую ими задачу важной — не только для Польши, но и для всего Евросоюза.