Использование ядерной энергии в 2025 году, вероятно, достигнет рекордных уровней. Сторонники называют ее «чистой энергией» и считают важным элементом в планах по смягчению последствий изменения глобального климата.Атомные электростанции не осуществляют углеродных выбросов во время работы и рассматриваются как решение для удовлетворения быстрорастущих потребностей человечества в энергии. Однако, несмотря на отсутствие прямого загрязнения, характерного для ископаемого топлива, ядерная энергетика имеет свои экологические проблемы: выбросы в атмосферу на этапе добычи урана, загрязнение вод, радиоактивные отходы и риск катастроф, подобных Чернобылю.
Ядерная энергетика вместо ВИЭ?
Несмотря на риски, ожидается, что в 2025 году доля ядерной энергии составит почти 10% мирового производства электроэнергии, что станет самым высоким показателем за последние 30 лет. Таковы данные Международного энергетического агентства (IEA). Фатих Бироль, исполнительный директор IEA, отметил, что рост в значительной степени обеспечивается Китаем, в том числе — за счет огромного спроса на энергию со стороны таких технологий, как искусственный интеллект, и компаний-операторов центров обработки данных.
В последние месяцы такие технологические гиганты, как Meta, Amazon, Microsoft и Google, под лозунгом углеродной нейтральности объявили о планах инвестировать в ядерную энергетику — несмотря на свои предыдущие намерения использовать исключительно возобновляемые источники энергии (ВИЭ). А с учетом ограниченного времени, которое осталось у человечества для сокращения выбросов парниковых газов ради сдерживания глобального потепления, некоторые политики и инвесторы также поддержали планы ускоренного развития ядерной энергетики.
Является ли ядерная энергия реальным решением проблемы климата?
В Германии почти два года спустя после закрытия в стране последних атомных электростанций блок оппозиционных партий ХДС/ХСС призвал к проведению дополнительных исследований в области ядерных технологий. С учетом предстоящих в феврале выборов в бундестаг, христианские демократы включили в свою предвыборную программу тезис о том, что ядерная энергия «играет важную роль, особенно в контексте достижения климатических целей и обеспечения энергетической безопасности». Кандидат от ХДС на пост канцлера Фридрих Мерц (Friedrich Merz) назвал отказ Германии от ядерной энергетики «стратегической ошибкой», но признал, что возобновить работу ядерных реакторов в стране уже вряд ли возможно.
За возвращение к ядерной энергетике как части «устойчивого и серьезного энергетического баланса» выступает в ФРГ правопопулистская «Альтернатива для Германии». Кандидат на пост канцлера от этой партии Алис Вайдель (Alice Weidel) заявила в недавнем интервью немецкому телеканалу ZDF, что у ядерной энергетики «нулевой углеродный след». Правящие партии социал-демократов и «зеленых», напротив, исключают возможность возврата к ядерной энергетике в Германии, ссылаясь на экологические проблемы отрасли и на длительный и сложный процесс строительства реакторов.
Генри Престон, пресс-секретарь Всемирной ядерной ассоциации (WNA), считает, что за последние годы политики стали более «прагматичными». Они пытаются найти баланс между энергетической безопасностью и климатическим кризисом, между увеличением расходов и сроков строительства новых АЭС и возможностью получить от них «огромное количество» энергии.
Однако экологические группы утверждают, что новые проекты, строительство которых обычно занимает около десяти лет, не удастся реализовать достаточно быстро, чтобы суметь достичь климатических целей. «Переход (к «зеленой» энергетике. — Ред.) требует использования уже существующих технологий и решений, которые могут быть внедрены максимально быстро. Речь идет, например, о возобновляемых источниках энергии, в первую очередь солнечных и ветровых установках, а также повышении энергоэффективности и гибкости систем», — указывают активисты организации Climate Action Network Europe.
«Возобновляемые источники энергии неизменно опережают ядерную энергетику по стоимости и скорости внедрения, и поэтому большинство стран выбирают их вместо атомной энергетики», — говорится в отчете о состоянии мировой ядерной энергетики (WNISR) за 2024 год. Отчет ежегодно готовит группа независимых экспертов — и по итогам прошлого года планы по увеличению ядерных мощностей в ближайшие десятилетия названы там «нереалистичными».
Являются ли альтернативой малые модульные реакторы (SMR)?
Между тем набирает популярность новая идея: в США компании Amazon и Google планируют закупки энергии, полученной с помощью малых модульных реакторов (SMR) — современных атомных станций мощностью менее 300 МВт, что составляет примерно треть стандартного атомного реактора. Технологические гиганты заявляют, что атомная энергия поможет удовлетворить огромные энергетические потребности технологий с искусственным интеллектом (ИИ) и дата-центров, не забывая при этом об углеродной нейтральности. Сторонники утверждают, что SMR будут безопаснее, дешевле и быстрее в строительстве, чем традиционные реакторы, и могут размещаться на площадках станций, работающих на ископаемом топливе. Ожидается, что проекты Amazon и Google начнут работу в следующем десятилетии.
Эксперты Climate Action Network, однако, критически отнеслись к «пустым обещаниям», связанным с SMR, подчеркнув, что «технология еще не была протестирована в коммерческом масштабе». В мире пока были завершены лишь два проекта SMR — с реакторами российской и китайской конструкций. Они были подключены к сети в 2019 и 2021 годах.
В отчете WNISR отмечается, что оба проекта столкнулись с существенными задержками в строительстве, которое заняло в два-три раза больше времени, чем задумывалось изначально. Оба реактора оказались существенно дороже, чем планировалось, и пока не оправдали ожиданий по объемам производства энергии. Представители ядерной отрасли в ответ заявляют, что подобные сложности не были неожиданными, так как SMR, построенные в России и Китае, являлись пилотными проектами. Новые же реакторы, которые сейчас находятся на стадии планирования, «могут быть введены в эксплуатацию быстрее», заявил Генри Престон из базирующейся в Лондоне Всемирной ядерной ассоциации в интервью DW.
Однако, как отметил независимый аналитик и издатель отчета WNISR Майкл Шнайдер (Mycle Schneider), э70525921то станет возможным только при «массовом производстве идентичных или практически идентичных единиц», а не SMR различных конструкций, как это было в России и Китае. Напротив, быстрорастущее производство солнечных панелей и ветряных турбин, которых ежегодно производятся десятки тысяч, представляет собой «настоящий модульный подход к производству», позволяющий внедрять инновации и быстро снижать затраты, указал эксперт.
Нужна ли ядерная энергия для достижения климатических целей?
На 28-й Конференции ООН по климату в Дубае ядерная энергия впервые была включена в список низкоэмиссионных технологий, необходимых для «быстрого и устойчивого сокращения выбросов парниковых газов». Годом ранее в отчете Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC) ООН за 2022 год высказывалось схожее предположение: маловероятно, говорилось в документе, что «все низкоуглеродные энергетические системы в мире смогут полностью полагаться только на возобновляемые источники энергии».
За прошедшее после конференции в Дубае время 31 страна, включая Францию, Великобританию, США и Японию, сообщили о планах утроить мощности атомной энергетики к 2050 году. О схожих намерениях объявили Сальвадор, Ямайка, Молдова и Монголия. Китай и Россия о своих планах в этой сфере не объявили.
Отчет WNISR за 2024 год, впрочем, крайне скептически комментирует эти планы. В документе перечислены многочисленные потенциальные препятствия на пути к объявленной цели, в том числе высокие затраты, длительные сроки строительства и недостаток промышленных мощностей. Как подсчитали эксперты, для утроения текущих мощностей АЭС потребуется строительство более 1000 новых реакторов. Даже если SMR внесут значительный вклад в энергоснабжение, «чтобы приблизиться к заявленной цели, потребуется построить сотни или даже тысячи таких установок», отметил Майкл Шнайдер.