70006294 403 Deutsche Welle инвалиды

Что ждет в России инвалидов войны против Украины?

Не менее 110 тысяч российских военных потеряли конечности на войне РФ против Украины. Бывшие бойцы порой чувствуют себя обманутыми, а отношение к ним в обществе — неоднозначное, говорят эксперты.Официально в России не называют точное число ни погибших, ни раненых на войне против Украины военнослужащих — эта информация засекречена. О тех, кто получил инвалидность в результате участия в полномасштабной войне, власти РФ заявляли лишь изредка.

В 2023 году замминистра труда и социальной защиты Алексей Вовченко говорил о тяжелых последствиях у 54 процентов от всего количества раненых: 20 процентам из них ампутировали верхние конечности, 80 процентам — нижние. В конце прошлого года замминистра обороны РФ и племянница Владимира Путина Анна Цивилева раскрыла общую численность инвалидов войны — 110 тысяч человек.

В 2024 году российские власти пересмотрели систему компенсаций для раненых: если при тяжелых последствиях сумма выросла до четырех миллионов рублей, то за легкое ранение теперь дают один миллион рублей, а в ряде случаев и вовсе меньше 100 тысяч. Это вызывает недовольство среди военнослужащих РФ: врачи порой якобы занижают степень ранения, а инвалиды войны нередко признаются в сложной социализации в российском обществе.

Раненых гонят на фронт

В начале года в российской соцсети «ВКонтакте» практически одновременно распространились несколько видеороликов, из которых следует, что командиры в российской армии отправляют раненых в бой на войне в Украине. В одном случае военнослужащие находятся в лесополосе, несколько из них передвигаются на костылях. Голос за кадром сообщает, что находится в расположении 20-й армии: «У одного эпилепсия случилась. На костылях человек пошел на б.з. (боевое задание — Ред.)».

В другом случае сотрудник военной полиции, как утверждается, в Кызыле, применяет силу к двум людям в камуфляжной форме, один из которых опирается на трость, и угрожает им сексуальным насилием. Позже местные власти признали этот факт, а военнослужащего, избившего дубинкой и электрошокером своих сослуживцев, задержали. Выяснилось, что раненые — контрактники, которые возмутились решением командования о возвращении на фронт.

Отчасти это может свидетельствовать о нехватке личного состава на фронте и больших потерях армии РФ. «По моему ощущению, где-то шесть из десяти — с тяжелыми ранениями», — рассказал DW на условиях анонимности бывший российский военный, которого недавно комиссовали из-за травм. Военно-врачебная комиссия заключила у него наличие инвалидности, но не назвала точный диагноз из соображений безопасности: «Главное, что у меня руки и ноги целы». Сейчас мужчина ждет единовременных выплат в несколько миллионов рублей, а болезнь, по его словам, «можно глушить».

Бывший военнослужащий соглашается, что пенсия по инвалидности небольшая — в его случае около 22 тысяч рублей, но этого должно «хватать на жизнь» с учетом остальных выплат, льгот и параллельной работы в МЧС. «Я в тридцать шесть ушел на пенсию. Да, здоровье потерял, но что делать? Я служил своему государству, не жалею ни капли», — сказал он. Использование раненых в штурмах собеседник DW объясняет для себя наказанием военнослужащих за провинность: «Бывает, это касается тех, кто занимается наркотиками, а иногда тех, кто симулирует ранения».

Сколько сейчас выплачивают военным инвалидам?

О том, что раненых стараются как можно быстрее снова отправить на фронт, публично рассказала на одном из своих выступлений племянница Путина Анна Цивилева. По ее словам, около 96 процентов получивших ранения возвращают на фронт — в этом, по ее мнению, заслуга модернизации полевых госпиталей. Как свидетельствуют сообщения военнослужащих и их родственников в соцсети «ВКонтакте», в некоторых случаях врачебные комиссии занижают степень травмы.

Часть недовольных комментариев посвящена недавнему указу президента РФ, по которому за легкое ранение единовременные выплаты снизили с трех миллионов до одного миллиона рублей, а за иные легкие травмы сумма компенсаций не превышает 100 тысяч. Один из военнослужащих по имени Олег рассказал, что врачи изначально квалифицировали его ранение как средней тяжести: «В день выписки вдруг превратилось в легкое. Сказали: теперь у них новые перечни и категории».

Жалуются на отсутствие статуса участников войны в Украине бывшие наемники частной военной компании «Вагнер» — одного из самых жестоких подразделений, воевавших на стороне РФ. Один из них по имени Павел написал во «ВКонтакте», что после ранения он не может ходить, а его «оставили на произвол судьбы». По словам экс-наемника, он получает пенсию чуть больше 10 тысяч рублей, в военных выплатах ему отказывают.

Некоторые комментаторы указывают на высокую стоимость протезов: одна из пользовательниц соцсети из Перми пожаловалась, что качественная искусственная конечность стоит пять миллионов рублей. Ее брату, воевавшему на стороне РФ, такая сумма не по карману, а соцвыплаты покрывают лишь малую часть от стоимости, сетовала девушка. Кроме того, регионы сообщали о дефиците отдельных видов протезов из-за действия международных санкций в отношении РФ — на этом фоне цены на такую продукцию растут, а время ожидания в очереди на них увеличивается.

Социолог: Отношение в РФ к участникам войны — неоднозначное

По мнению социолога Анны Кулешовой, отношение к ветеранам войны против Украины в российском обществе неодинаковое из-за политической поляризации населения. Различия могут наблюдаться и на уровне регионов. «Есть не только те, кто воспринимает их как героев, но и люди, относящиеся с опаской, потому что из новостных сводок и личного опыта знают о случаях насилия в отношении гражданского населения. Плюс к этому некоторые люди ориентируются на опыт отношений с «афганцами», — говорит Кулешова.

Социолог отмечает, что статус «героя», к которому апеллируют власти, в ряде случаев не соответствовал действительности: «Бывшие бойцы чувствовали себя обманутыми, встречая в гражданской жизни не то восторженное отношение, на которое они рассчитывали».

Как вернуться к прежней жизни?

Одна из самых больших проблем послевоенного времени — включение военных инвалидов обратно в общество, указывает историк и заведующая фондом русской книги Университетской библиотеки языков и цивилизаций (BULAC) Аглая Ашешова. Она изучала послевоенное общество в России и во Франции. По ее мнению, инвалиды войн практически во всех странах оказываются изолированными от общества: самый яркий пример — СССР: создание закрытого учреждения для участников Второй мировой войны на острове Валаам. «Такой подход — попытка скрыть проблемы, а не решить их», — отмечает Ашешова. Она предполагает, что в современной России заботу об инвалидах войны могут возложить на регионы. Но из-за ограниченных ресурсов процесс возвращения инвалидов войны в общество может быть сложным, считает эксперт.

Нередко военные инвалиды сталкиваются с нежеланием работодателя нанимать их, а в некоторых случаях полномасштабное вторжение в Украину воспринимают как негативный фактор, пишет в своем Telegram-канале один из бывших российских военных Никита Третьяков. Он описывает случай своего сослуживца, который получил тяжелое ранение и искал работу. Одно из собеседований, по словам Третьякова, проходило на должность продавца-консультанта. На этом собеседовании мужчине отказали в приеме на работу из-за участия в войне в Украине, опасаясь его психического состояния.

Психиатр: Сомнения на войне не помогут выжить

Участники боевых действий не подвергают сомнению правильность своего участия в войне — это объясняется защитными механизмами психики, говорит психиатр, продолжающий работать в России и поэтому попросивший остаться анонимным. «Для большинства комбатантов характерно расщепление: мир делится на «своих» и «чужих». Это позволяет эффективно ориентироваться в экстремальных условиях и выживать. Если ты будешь сомневаться, тебя убьет первый же снайпер», — объясняет он.

Этот механизм вместе с примитивной идеализацией и обесцениванием является адаптивной реакцией, свойственной ветеранам любых войн, независимо от страны, отмечает психиатр. Возвращение к мирной жизни для них сложный процесс, добавляет эксперт: «Психика после войны функционирует на пограничном уровне, что требует реабилитации. На «гражданке» ветераны сталкиваются с отсутствием той нужности, которую ощущали на фронте».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle