64665834 403 Deutsche Welle Казахстан

Казахстан поддержит своих производителей. Как это отразится на поставках из Китая и РФ

В Казахстане в первом чтении приняты поправки в законы по вопросу определения страны происхождения товаров. Предполагается расширить господдержку местных производителей. Экономисты к нововведениям относятся скептически.В минувшую среду, 22 января, после непродолжительных дискуссий депутаты мажилиса (нижней палаты парламента Казахстана) в первом чтении приняли предложенные правительством поправки в законодательство по вопросам определения страны происхождения товаров. Находящийся на стадии обсуждения законопроект, который еще должен быть рассмотрен во втором чтении, согласован с сенаторами и подписан президентом, предусматривает сразу несколько нововведений. Предполагается создать обновленный электронный реестр казахстанских производителей товаров, в котором будет полная информации о работающих в стране предприятиях и выпускаемой ими продукции.

Считается, что измененная информационная система позволит выявлять недобросовестные компании, предлагающие на рынке страны готовые товары из-за рубежа под брендом «Сделано в Казахстане». Соответственно, таким предприятиям будут отказывать в государственной поддержке и возможности участвовать в официально объявляемых тендерах.

«Вопрос экономической безопасности»

Одной из главных мер поддержки государством включенных в реестр предприятий после окончательного принятия поправок может стать введение требований для компаний, занимающихся добычей на территории страны твердых полезных ископаемых. Естественные монополии, квазигосударственный сектор и недропользователи вне зависимости от форм собственности должны будут размещать сообщения о своих потребностях в товарах и услугах в первую очередь в инфосистеме реестра. Ожидается, что, благодаря этому требованию субъекты малого и среднего предпринимательства, желающие поставлять им товары, смогут получить преимущества при участии в закупках.

Речь идет об очень больших для Казахстана деньгах. По словам депутата мажилиса от партии казахстанских бизнесменов Respublica Айтуара Кошмамбетова, ежегодный рынок регулируемых государством покупок в настоящий момент оценивается в 20 триллионов тенге (более 37 миллиардов евро по текущему курсу). В беседе с DW он заметил, что вводимый через цифровизацию реестра механизм государственной поддержки предпринимателей позволит стимулировать экономику страны.

«Казахстанские производители должны получить преимущество. Появятся новые предприятия и рабочие места, увеличится поступление налогов и так далее. Чтобы там ни говорили, но большинство товаров выгоднее приобретать внутри страны. Причина и в логистике, и в стоимости рабочей силы. Это вопрос экономической безопасности, — подчеркивает депутат. — К тому же контролируемый государством обновленный реестр позволит выявить людей, которые под видом казахстанских товаров завозят зарубежную продукцию, а также покажет, что у нас производится, а что нет».

Кошмамбетов уверен, что на государственном уровне должен быть определенный «здоровый протекционизм» деятельности местных производителей, что, по его словам, подтверждает опыт таких стран, как США или Германия.

Пессимистический взгляд экономистов

Не связанные с правительством Казахстана экономисты несколько скептически относятся к предлагаемым нововведениям. Они отмечают, что это уже четвертая или пятая попытка стимулировать производство внутри страны. И если ранее казахстанские товары на внутреннем рынке были неконкурентоспособными по сравнению с аналогами из европейских стран и Соединенных Штатов, то с середины 2022 года на фоне заметного снижения поставок из Европы и США, они стали проигрывать в популярности продукции из России, Беларуси и Китая. Причина в том, что даже при сопоставимом качестве товары с маркировкой «Made in Kazakhstan» нередко стоят несколько дороже.

«Эти механизмы решения с государственной поддержкой уже изрядно пропахли нафталином. Самой идее уже больше четверти века. Много раз принимались документы, в которых в разных формах провозглашалось развитие конкурентоспособного производства, импортозамещения, увеличения казахстанского содержания до 50, а то и 60 процентов. Бесполезно! — уверен профессор экономики Магбат Спанов. — Никак не поймут наши руководители экономического блока, что это лишь административные решения, которые всегда можно обойти».

По его мнению, очевидно, что для увеличения производства, «надо в конкурентной среде выбрать приоритетное направление и начать активно вкладывать в него деньги». Магбат Спанов не исключает, что достаточно скоро о заявленном механизме поддержки казахстанских производителей на самом высоком уровне постараются позабыть.

Не верит в успех очередной попытки поддержать казахстанских производителей через вводимые поправки в законодательство по вопросам определения страны происхождения товаров и экономист Айдархан Кусаинов, занимавший ранее высокие государственные посты. «Я уже давно говорю, что у Казахстана есть все симптомы «сырьевого проклятья», той самой «голландской болезни». В страну заходит слишком много лишней валюты, полученной от продажи сырой нефти, которая ломает курс тенге и делает невыгодным практически любое производство. Курс доллара у нас должен быть не 520 тенге, а как минимум 1000-1200 тенге. Только в этом случае казахстанская продукция может стать конкурентоспособной. Сейчас виден перекос», — указал Кусаинов в разговоре с DW.

Решение проблемы — в ослаблении курса тенге

Решить проблему, считает экономист, можно лишь путем отказа от искусственного поддержания курса национальной валюты, который во многом связан со страхами роста социального недовольства. А Национальному накопительному фонду, уверен Айдархан Кусаинов, необходимо по примеру Норвегии запретить инвестировать в отечественные предприятия.

«Существующие страхи совсем не обоснованы. Да, после того как курс валют начнут определять рыночные механизмы, год-два населению будет действительно сложно. Но потом будет наблюдаться и рост зарплат, и улучшение привлекательности казахстанских производителей. Тот импортный товар, который сегодня условно стоит 500 тенге, станет стоить 1000. В то же время его казахстанский аналог останется в прежней цене в 700-800 тенге», — пояснил свою точку зрения экономист, подчеркнув, что бизнес инвестирует средства только в выгодные для него проекты.

В настоящий момент, считает Кусаинов, Казахстан в отличие от России, которая начала экономические реформы с 2008 года, фактически спонсирует импортное производство. «В 2008-2014 годах Россия девальвировала рубль по отношению ко всем основным валютам. В результате туда буквально хлынули инвестиции. Было открыто огромное количество производств, которые смягчили международные санкции против нее. Казахстан тоже девальвировал тенге, но только по отношению к доллару и евро. Рубль трогать у нас не стали. Как было один рубль за пять тенге, так и осталось, — констатирует в беседе с DW один из ведущих в Казахстане экономистов. — В итоге мы и получили проблемы, которые имеем, пытаясь исправить их различными нововведениями административного характера».

В ожидании положительных результатов

Вышедший из предпринимательской среды депутат от Respublica Кошмамбетов с пессимизмом экономистов не согласен. Он не сомневается, что государственное администрирование реестра и предлагаемые протекционистские меры по поддержке казахстанских производителей обязательно дадут положительный результат.

Кошмамбетов согласен с тем, что исторически казахстанские предприниматели пока не могут конкурировать с зарубежными производителями по целому ряду позиций: «У нас не хватает специалистов, недостаточно квалифицированных рабочих. Поэтому какая-то часть импорта будет оставаться. Но в то же время у нас есть отрасли уже выпускающие продукцию высокого качества. При непосредственной поддержке государства они способны начать экспортировать свои товары не только в соседние дружественные страны, с которыми мы связаны различными союзами, договорами и соглашениями, но и в страны так называемого дальнего зарубежья. И нововведения, которые были приняты в мажилисе в первом чтении, в этом им помогут», — убежден депутат парламента Казахстана Айтуар Кошмамбетов.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle