Около 30% немцев с советским бэкграундом готовы голосовать за АдГ. Это больше, чем среди других групп населения. Но одновременно самый низкий потенциал среди всех партий. Подробности об опросе — у DW.Ультраправая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) — самая нелюбимая партия среди граждан Германии с миграционным прошлым. Это один из выводов опроса Немецкого центра исследования интеграции и миграции (DeZIM). При этом у выходцев из стран бывшего СССР к АдГ особое, противоречивое отношение. С одной стороны, постсоветские немцы симпатизируют АдГ меньше всех других партий, с другой — чаще готовы голосовать за ультраправых, чем коренные жители Германии или другие потомки иммигрантов. Подробности о результатах исследования — у DW.
У 7,1 млн избирателей в Германии есть миграционные корни — то есть либо они сами переехали в ФРГ из других стран, либо являются детьми иммигрантов. По данным Федерального статистического ведомства, это около 12 процентов всех немецких граждан, у которых есть право голоса.
В исследовании центра DeZIM их разделили на три большие группы: иммигранты других стран ЕС, приезжие из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Турции, а также выходцы из постсоветских государств.
Чем выходцы из СССР отличаются от остальных немцев
Последние составляют 12,4% от избирателей с миграционными корнями. По некоторым вопросам взгляды выходцев из бывшего Советского Союза, среди которых больше всего поздних переселенцев (этнические немцы из постсоветских стран), заметно отличаются от других групп потомков иммигрантов.
Как и все, выходцы из бывшего СССР считают важнейшей политической проблемой Германии на сегодня экономическое положение и инфляцию — об этом заявили 35,9% респондентов. Хотя они и ощущают это острее, чем другие группы населения (от 28 до 30 процентов). У них гораздо меньше веры в политику и сплоченность общества: 25% переехавших из стран бывшего Советского Союза называют это в качестве проблемы в ФРГ, хотя среди немцев без миграционного прошлого этот показатель составляет 16,6%. В этом поздние переселенцы похожи на выходцев из Турции и с Ближнего Востока (23%).
Миграцию в качестве проблемы немцы с советским бэкграундом называют так же часто, как и коренные жители Германии (18,8% и 18,9%, соответственно), но заметно чаще, чем другие избиратели с иммиграционным прошлым: 16,6% среди переехавших из других стран ЕС и 13,2% граждан ближневосточного происхождения.
Зато в изменении климата (3,1%) и правом экстремизме (4,7%) большинство выходцев из СССР особых проблем не видят, чем тоже выделяются в сравнении с коренными немцами (климат — 14,7%, экстремизм — 8,4%).
Немцы из постсоветских стран — идеальные избиратели АдГ?
Неверие в традиционные политические институты и глобальное потепление, высокая обеспокоенность из-за миграции, спокойное отношение к правому экстремизму — звучит как портрет потенциального избирателя для ультраправых вроде АдГ. Однако исследование DeZIM дает комплексный ответ на такое восприятие.
С одной стороны, среди постсоветских мигрантов готовность голосовать за АдГ действительно выше, чем в любой другой группе населения. Почти 30% считают возможной для себя такую опцию. После начала полномасштабного вторжения войск РФ в Украину многие российские немцы почувствовали себя чужими в обществе, считает исследователь миграции поздних переселенцев, профессор Венского университета Яннис Панайотидис.
А АдГ успешно заигрывает с этим ощущением. «АдГ наиболее активно пытается представить себя как партию российских немцев. Их авторитарные обещания, политика закона и порядка, антииммиграционная позиция находят отклик у части представителей этой группы населения. Потому что они выступают против иммиграции из чувства собственной незащищенности, особенно против иммиграции из исламских стран», — сказал он в интервью DW.
По словам Панайотидиса, в среде поздних переселенцев всегда было несколько больше сторонников правых взглядов, но поначалу почти все они голосовали за консервативный блок ХДС/ХСС — в знак благодарности канцлеру-консерватору Гельмуту Колю (Helmut Kohl), который и запустил программу возвращения этнических немцев в ФРГ. Однако в последние годы «тотального доминирования ХДС» в их предпочтениях больше нет, все чаще избиратели с советским бэкграундом обращают внимание на АдГ.
«Причем теденция такая: молодое поколение склонно голосовать более «экстремально», чем старшее: скорее за АдГ или Союз Сары Вагенкнехт (ССВ), чем за центристские партии», — подчеркивает профессор. Он объясняет это рядом причин. В частности, отсутствием привязки к ХДС, как было у старшего поколения из-за Коля, и не преодоленным конфликтом идентичности, наблюдающимся у некоторых молодых людей, которых детьми перевезли в Германию их родители-переселенцы. Играют роль и общие тенденции среди молодежи, которую активно агитирует АдГ в соцсетях вроде Tiktok.
У АдГ низкий потенциал, но высокий реальный рейтинг
При этом у АдГ — самый низкий потенциал для набора голосов как среди всех групп населения, так и со стороны выходцев из стран бывшего СССР, демонстрирует исследование DeZIM. И это, возможно, самая большая неожиданность. Методика исследования предполагала не формирование рейтинга партий, а ответ на вопрос: «Насколько вероятно, что вы когда-либо проголосовали бы за ту или иную партию?». А ответ разделялся по шкале от «точно не проголосовал бы» до «определенно проголосовал бы».
В такой парадигме 29,2% поддержки АдГ — это фактический максимум возможных голосов от постсоветских иммигрантов. Остальные опрошенные не могут себе представить, что выбрали бы ультраправых. Этот потенциал ниже, чем у любой другой партии Германии. Опережает АдГ даже Левая партия с 33,1%, которая на деле вряд ли пройдет в бундестаг. Лидеры у постсоветских иммигрантов — ХДС/ХСС (68,7%), социал-демократы (65%) и либералы (49,4%). Схожий уровень потенциала у «зеленых» и ССВ — чуть больше 41%.
Другие группы населения, как уже упоминалось выше, реже готовы голосовать за АдГ (от 17 до 22%), зато больше поддерживают «зеленых» (до 65%). По последним опросам, реальный рейтинг АдГ накануне досрочных выборов в бундестаг составляет как раз 20%, а вот остальные партии далеки от своих потенциальных показателей из исследования DeZIM. Феномен ультраправых кратко формулирует Панайотидис: «Все, кто говорят, что потенциально могли бы выбрать АдГ, делают это на самом деле!» В случае же с другими партиями настолько прямой корреляции нет.
Исследователь видит большой потенциал в среде поздних переселенцев и у ССВ: «В прошлом многие представители постсоветского коммьюнити также голосовали за Левую партию. Значительная часть этих избирателей перешла теперь к ССВ. Если эта партия продолжит свое существование, у нее есть потенциал стать очень успешной среди потомков иммигрантов, и не только постсоветских. Потому что она не позиционирует себя как крайне правая и не отталкивает тем самым избирателей с миграционным прошлым».