Site icon SOVA

Почему Маск защищает британского ультраправого активиста?

71391267 403 Deutsche Welle Илон Маск

Илон Маск, по его словам, ради свободы выражения мнений поддерживает, в том числе финансово, британского правого экстремиста Томми Робинсона, отбывающего срок за решеткой. Что за этим стоит?Для большинства британцев подобные заявления, вероятно, недопустимы и невыносимы: власти Великобритании наводняют страну «враждебными, склонными к насилию, агрессивными мигрантами» и тем самым «разрушают британскую идентичность». Так считает ультраправый активист Томми Робинсон, для которого ислам — «скорее психическая проблема», а не одна из мировых религий.

Робинсон, его настоящее имя Стивен Яксли-Леннон, с октября прошлого года находится в тюрьме, отбывая срок — полтора года лишения свободы — за неуважение к суду и распространение ложной информации о несовершеннолетней сирийской беженке в документальном фильме «Безмолвная». Перед этим он был неоднократно осужден, в том числе за нанесение телесных повреждений и мошенничество. В прошлом Робинсон состоял в праворадикальной Британской национальной партии.

Однако самый богатый человек планеты Илон Маск в своей соцсети X неоднократно призывал освободить Робинсона во имя свободы выражения мнений. По словам Маска, тот находится за решеткой в одиночной камере, потому что «говорит правду».

Британские СМИ сообщают, что Илон Маск также оказывает правому экстремисту финансовую помощь: в публикации в X сторонники Робинсона благодарят американского мультимиллиардера и команду соцсети X за «неожиданную и щедрую поддержку» по двум юридическим вопросам. Среди прочего, речь идет о новом судебном деле, по которому Робинсон проходит как обвиняемый в нарушении антитеррористического законодательства. Запрос DW в пресс-службу X по этому поводу остался без ответа.

Маск помог Робинсону вновь обрести широкую известность

Что стоит за такой позицией Илона Маска? Томми Робинсон непопулярен в Великобритании. В ходе недавнего соцопроса, проведенного исследовательским институтом More in Common, только 12% респондентов дали ультраправому активисту положительную оценку, в то время как 46% — отрицательную. Да и себе Маск не прибавляет популярности такого рода действиями: как показал тот же опрос, большинство его участников хотели бы, чтобы мультимиллиардер не лез в политику и уделял больше внимания предотвращению разжигания ненависти на платформе X.

Но, похоже, это не совсем то, чего хочет самый богатый человек в мире — скорее, наоборот. Именно он помог Томми Робинсону вновь обрести широкую известность, поскольку в 2018 году Twitter заблокировал его аккаунт — и только после того, как Маск купил эту соцсеть и переименовал в Х, Робинсону снова разрешили пользоваться ею. Сейчас у британца там более миллиона подписчиков.

Особенный рост популярности Томми Робинсона наблюдается с минувшего лета. В конце июля в Саутпорте на севере Англии 17-летний подросток руандийского происхождения Аксель Рудакубана зарезал трех маленьких девочек во время детского танцевального мастер-класса, после чего Робинсон призывал своих последователей выйти на улицы. Результатом этого стали переросшие в беспорядки протесты правых экстремистов, использовавших антимигрантские и расистские лозунги.

Илон Маск также вмешался в ситуацию, оскорбив главу британского правительства Кира Стармера, которого назвал некомпетентным. С тех пор Маск пошел еще дальше, обвинив Стармера в превращении Великобритании в полицейское государство и призвав его уйти в отставку.

Маск пытается подорвать доверие британцев к их правительству?

Имран Ахмед из неправительственной организации «Центр противодействия цифровой ненависти» (CCDH) обвиняет владельца X в намеренном распространении ложной информации. По мнению Ахмеда, Маск хочет предоставить экстремистам платформу для увеличения числа кликов и роста продаж рекламы.

Вследствие этого Маск превратил X в платформу, которая ускорила распространение ненависти и дезинформации в британском обществе, отметил Ахмед в интервью DW. В ходе исследования CCDH пришла к выводу, что аккаунты экстремистского содержания, подобные аккаунту Робинсона, могут ежегодно приносить дополнительный доход от рекламы в размере до 19 млн долларов.

Тим Бейл, профессор политологии из Лондонского университета королевы Марии, идет в своих выводах дальше. Бейл подозревает, что Маск пытается подорвать доверие к британскому правительству, потому что местные политики ограничили власть американских технологических гигантов посредством нового законодательства.

Согласно закону о безопасности в Сети, интернет-провайдеры должны следить за тем, чтобы на их сервисах не публиковался противоправный или причиняющий вред контент. За соответствующие нарушения предусмотрены высокие штрафы — до 10% от оборота.

Маск агитирует за AдГ и высмеивает Шольца

Не является ли европейский истеблишмент по той же причине бельмом на глазу для Илона Маска? С помощью своего закона о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA) Евросоюз также намерен ограничить распространение дезинформации в соцсетях, повысить подотчетность технологических гигантов, в особенности имея в виду Маска и его X. Некоторые депутаты Европарламента призывают к немедленным действиям с тех пор, как американский мультимиллиардер открыто агитировал за партию «Альтернатива для Германии» (АдГ), частично признанную правоэкстремистской.

В начале января Маск назвал лидера АдГ Алис Вайдель (Alice Weidel) «самым популярным политиком Германии» и более часа общался с ней в прямом эфире в соцсети X. При этом он высмеял канцлера ФРГ Олафа Шольца, написав в своем аккаунте «Shame on Oaf Schitz» (с англ. — «Позор тебе, тупица Шиц». Искаженная фамилия Шольца при произношении похожа на английское ругательство shit — дерьмо. — Ред.). А экс-зампредседателя Еврокомиссии, еврокомиссара по ценностям и прозрачности Веру Юрову он охарактеризовал как «воплощение банального бюрократического зла».

Илон Маск хочет убедить политиков отменить принятые для соцсетей правила, полагает профессор Бейл. Парф Патель из лондонского леволиберального аналитического центра IPPR опасается, что благодаря вовлеченности Маска в британскую политику теории заговора могут стать мейнстримом в стране: «Вполне вероятно, что ему удастся внушить людям эту мысль. Если так случится, это будет очень опасно».

Британские консерваторы хвалят Маска

Консервативно настроенные британские аналитики и политики, напротив, хвалят Маска. Политтехнолог Доминик Каммингс, в прошлом старший спецсоветник премьер-министра Бориса Джонсона, написал в X: «Это счастье для нас, что Илон Маск купил Twitter». Эндрю Гриффит, министр бизнеса и торговли в теневом кабинете консерваторов с ним солидарен: «Когда X станет настоящей платформой для свободы слова, общественное мнение больше не будет определяться леворадикальной элитой». А граждане, по выражению Гриффита, вновь обретут «способность свободно выражать свое мнение», поэтому, возможно, Маск даже «спас человечество».

«Буйство» онлайн-платформ открыло «неудобную, внушающую беспокойство, но принципиально необходимую новую эру для свободы выражения мнений», пишет в журнале The Critic Джеймс Прайс, ранее занимавший ключевые посты в предыдущем правительстве консерваторов. Тем временем британские власти внимательно следят за X и другими медиа-платформами. Комитет по технологиям при правительстве в данный момент изучает проблему дезинформации и вредоносных алгоритмов в соцсетях, в том числе в свете антиэмигрантских и расистских беспорядков прошлого лета.

Имран Ахмед из CCDH на этой неделе призвал британских политиков более щедро финансировать профильные надзорные органы, отметив, что нельзя полагаться только на гражданское общество. А премьер-министр Великобритании Кир Стармер, который в течение нескольких месяцев игнорировал нападки со стороны Маска, видного члена команды нового президента США Дональда Трампа, наконец, почувствовал себя обязанным сделать публичное заявление. По выражению премьера, те, кто распространяют ложь, заняты только собой.

Между тем документальный фильм «Безмолвная», в котором Робинсон распространяет ложные сведения о несовершеннолетней сирийской беженке, до сих пор можно посмотреть в соцсети X — им поделились более ста тысяч раз, в том числе и сам Илон Маск.

Exit mobile version