Независимая журналистка арестована за нападение на полицейского, лидер оппозиционной партии жестоко избит. Грузинская оппозиция говорит об усилении преследований в стране после парламентских выборов. «Я не склоню голову перед этим режимом… Я не буду играть по его правилам. Я объявляю голодовку. Есть нечто большее, чем сама жизнь, — это свобода», — написала известная грузинская журналистка Мзия Амаглобели из тюрьмы в городе Батуми. Амаглобели, основательницу новостных изданий Batumelebi и Netgazeti, арестовали в январе во время антиправительственной акции протеста. Журналистке, которую обвиняют в нападении на полицейского, грозит от 4 до 7 лет лишения свободы.
Амаглобели и ее команда независимых журналистов рассказывали о жестоком подавлении полицией демонстраций протеста. Митинги начались в Грузии в октябре 2024 года после парламентских выборов, результаты которых оппозиция не признала, и решения правящей партии «Грузинская мечта» отложить до конца 2028 года переговоры о вступлении Тбилиси в Евросоюз.
Многочисленные нарушения, зафиксированные наблюдателями в ходе голосования, заставили многих в стране подозревать правящую политическую силу в фальсификации результатов выборов. «Грузинская мечта», в свою очередь, решительно отвергает утверждения, что имевшие место нарушения повлияли на итоги кампании. Критики властей считают, что правящая партия тяготеет к Москве, в то время как подавляющее большинство грузин видят свое будущее в ЕС.
«Сегодня это я. Завтра может быть любой, кто осмелится мечтать о справедливой, демократической, европейской Грузии — не подверженной российскому влиянию, не скованной угнетением. Боритесь, пока еще есть время», — предупреждает Амаглобели, находящаяся в заключении.
Журналистка: Силы, которые борются с нами, могучи и беспощадны
Напряженность в ходе протестов в приморском городе Батуми в январе достигла максимума, когда около 10 их участников арестовали за вывешивание плакатов с лозунгом «Грузия бастует». В знак солидарности с арестованными Мзия Амаглобели сделала то же самое и тоже была арестована, но затем отпущена. Однако после того, как журналистка дала пощечину одному из полицейских, окруживших ее и ее коллег, Амаглобели вновь арестовали. «Это была провокация. Полицейские оскорбляли нас, унижали. Скорее следует задать вопрос, что сделали полицейские, чтобы вызвать у нее такую реакцию?» — делится Этер Турадзе, коллега, присутствовавшая при инциденте.
На кадрах, опубликованных в соцсетях, видно, как начальник полиции Батуми Ираклий Дгебуадзе тащит Мзию Амаглобели к полицейской машине, делая при этом замечания сексуального характера. Как сообщили DW коллеги Амаглобели, Дгебуадзе попытался войти в комнату, чтобы применить физическое насилие в отношении журналистки после ее ареста, но был остановлен. Утверждается, что начальник полиции плюнул Аамглобели в лицо, а после задержания ей несколько часов не давали воды и не пускали в туалет.
«Я знаю, что силы, которые борются с нами, могучи и беспощадны. Но наше скатывание в авторитаризм еще не завершено. Сначала они (грузинские власти. — Ред.) должны уничтожить независимые СМИ. Наш единственный инструмент борьбы — правда», — подчеркнула Турадзе в интервью DW.
Нападение на лидера оппозиционной партии «За Грузию»
На фоне политических потрясений политики из оппозиции также все чаще сталкиваются с насилием и запугиванием. На прошлой неделе Георгий Гахария, бывший премьер-министр, ныне лидер оппозиционной партии «За Грузию», был жестоко избит в батумском отеле Sheraton, а затем госпитализирован. Оппозиция обвинила правящую партию в организации нападений со стороны вооруженных групп. Официальные лица, в свою очередь, обвинили Гахарию в провоцировании драки в Sheraton.
В партии «За Грузию» потребовали от администрации отеля обнародовать записи с камер наблюдения, но ответа не получили. Теперь оппозиционеры обвиняют администрацию в «соучастии». Политическое противостояние в стране, и без того острое, перешло в новую фазу в ноябре 2024 года, когда представители оппозиции отказались от своих депутатских мандатов, обвинив «Грузинскую мечту» в подтасовке результатов парламентских выборов.
Правящая партия изображает своих оппонентов и критически настроенные СМИ в качестве «радикалов», которые хотят «устроить революцию». «2025 год станет решающим для нашей внутренней политики. Мы должны нанести решительный удар по радикалам в нашей стране. Радикализму и либеральному фашизму в Грузии должен быть положен конец», — заявил 20 января премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе.
Лозунг грузинской оппозиции: Свободу узникам режима
Несмотря на регулярные столкновения с полицией, протестующие продолжают выходить на улицы и периодически устраивают забастовки, в основном в Батуми и столице Тбилиси, держа в руках транспаранты с лозунгом «Свободу узникам режима».
Помимо призывов к проведению повторных выборов в парламент, главным требованием оппозиции является освобождение протестовавших, которые были задержаны с прошлой весны, когда власти приняли законопроект «О прозрачности иностранного влияния». Оппозиция называет его «российским законом», поскольку находит его похожим на закон «об иностранных агентах» , принятый в РФ и направленный на подавление инакомыслия.
Считается, что массовые протесты весной против местного закона «об иностранных агентах» стали началом первого серьезного противостояния между правящей «Грузинской мечтой» и прозападно настроенными жителями страны. С тех пор были арестованы сотни демонстрантов.
Омар Окрибелашвили, 19-летний активист, участвовавший в акциях протеста «Нет российскому закону», — один из тех, кому суд вынес приговор на этой неделе. Окрибелашвили проведет полтора года за решеткой за повреждение временного металлического ограждения на Парламентской площади в Тбилиси во время протестов в мае прошлого года. Когда судья оглашал приговор, отец активиста посмотрел на сына и зарыдал: «Я бы все отдал, чтобы иметь возможность обнять тебя сейчас».