Неологизм «штрафстан» становится все более популярным у жителей Казахстана. Количество наложенных штрафов в 2024 году по сравнению с предыдущим годом выросло в стране на 40%.Население Казахстана шокировано информацией о сумме собранных в 2024 году административных штрафов, обнародованной в середине января на сайте правовой статистики Генеральной прокуратуры. Оказалось, что в прошлом году по всей стране с населением в 20 млн человек было выписано 15 млн 130 тысяч различных штрафов. Это в 3,6 раза больше, чем в 2015 году и на 40% больше по сравнению с итогами 2023 года.
Указывается и общая сумма наложенных в 2024 году административных штрафов — 304 млрд 271 млн тенге или более 560 млн евро по текущему курсу. В 2023 году административных штрафов было собрано на сумму 185 млрд 617 млн тенге, что по официальному курсу Национального банка на тот момент было эквивалентно 371 млн евро.
Казахстан: от идеи к практике штрафов
Активное использование административных штрафов в Казахстане стало происходить в рамках провозглашенной президентом Токаевым концепции создания «Справедливого Казахстана», в основе которой лежит принцип «Закона и порядка». Впервые обозначив его в начале 2024 года во время своего послания народу Казахстана, впоследствии он неоднократно возвращался к этой теме. «Закон для того и нужен, чтобы защищать права и свободы граждан, обеспечивать порядок в обществе», — подчеркивал Касым-Жомарт Токаев.
Надо заметить, что население Казахстана в целом положительно воспринимает идею Токаева, который в этом вопросе фактически продолжает политику своего предшественника Нурсултана Назарбаева по ужесточению административных наказаний за различные правонарушения. Именно при Назарбаеве были значительно увеличены штрафы за нарушения правил дорожного движения, появились штрафные санкции за выброшенный мусор и курение в общественных местах.
Результата долго ждать не пришлось. Теперь жители Казахстана в автомобиле действительно уже машинально пристегиваются ремнями безопасности. Машины останавливаются перед пешеходными переходами. По сравнению с началом 2000-х годов, не говоря уже о советском периоде времени, казахстанские города стали значительно чище.
Штраф за назойливость и штраф за «прогрев»
При президенте Токаеве размеры штрафов стали больше, появились новые административные наказания, как для населения, так и для предпринимателей. Теперь серьезный штраф грозит за неправильное содержание и выгул домашних животных, за назойливые обращения к прохожим в общественных местах — в аэропортах и на вокзалах страны уже почти не услышишь призыв «Такси, брат!» — за отсутствие ценников в магазинах, за сквернословие в социальных сетях, за участие в несанкционированных властями митингах и пикетах. Были реанимированы и почти забытые штрафные санкции. При этом в городах и селах Казахстана появились многочисленные фиксирующие нарушения видеокамеры. В итоге все это вместе стало достаточно часто восприниматься населением как способ пополнения бюджета страны в условиях его наблюдаемого дефицита. Отсюда и появление неологизмов вроде «штрафстан» и «процветающая штрафодобывающая отрасль».
Публикация статистки по штрафам с 2015 по 2024 год совпала с начавшимися дискуссиями в казахстанском обществе вокруг штрафа за более чем пятиминутный прогрев автомобиля перед началом движения. Данная экологическая норма была принята еще в 2014 году, но большинство казахстанцев воспринимают ее сейчас как нововведение. Причина в том, что до января 2025 года на практике она не использовалась. Особенно взимание штрафов за «прогрев» возмутил жителей центральных, северных и восточных областей страны, где в зимние месяцы нередки крепкие морозы в 30-40 градусов ниже ноля.
Со стороны населения посыпались упреки в адрес «непонимающего специфику регионов» руководства страны. В социальных сетях появились многочисленные мемы и видеоролики, откровенно высмеивающие штрафные санкции. Помимо недовольства, появились и едкие замечания с предложениями к правительству страны ввести новые штрафы за ношение солнцезащитных очков в пасмурный день, за отсутствие обручального кольца у женатых мужчин, за поедание пирожков и мороженного на улице или за нахождение более часа в кофейне Starbucks.
Размеры штрафов растут быстрее доходов населения
«Проблема в том, что власти страны очень увлеклись разработками новых штрафов и действительно превратили весь этот процесс в какую-то «штрафодобывающую отрасль». Если темпы ее развития останутся прежними, то скоро она будет пополнять бюджет больше, чем ряд других отраслей экономики», — заметил в беседе с DW директор Казахстанского международного бюро по правам человека Денис Дживага. По его наблюдению, нередко складывается впечатление, что придумывающие новые штрафы чиновники не учитывают текущий уровень благосостояния населения: «Доходы населения в целом растут медленней, чем размеры штрафов, которые привязаны к ежегодно устанавливаемому правительством МРП (месячному расчетному показателю. — Ред.)».
«Нельзя обойти стороной и высокие риски коррупции, которые присущи слишком большим штрафам, доходящим по своим размерам до половины ежемесячных доходов граждан. В соцсетях и СМИ есть немало историй о поступающих от полицейских и представителей других органов предложениях вместо штрафов найти «другие пути решений», — поделился своими наблюдениями с DW правозащитник.
Госструктуры в РК «пытаются пополнить бюджет»
О фактическом провале проведения пропагандистско-разъяснительной работы в пользу концепции «Справедливого Казахстана» говорит близкий к руководству страны политолог Данияр Ашимбаев. «Приходится констатировать, что в истории со штрафами, без которых невозможно соблюдения принципа «Закон и порядок», периодически можно наблюдать непродуманность действий. Очень часто какое-нибудь ведомство вводит очередной штраф не глядя, не подумав о последствиях. В итоге основанный на запретах и наказаниях совершенно нормальный процесс формирования правовой культуры переходит в кампанейщину», — заметил в разговоре с DW казахстанский политолог.
Ухудшает ситуацию, считает он, и текущая ситуация с бюджетом, поскольку государственные структуры часто неспособны умерить расходы, которые иногда выглядят явно надуманно. «Под лозунгом проведения социально-ориентированной политики они пытаются получить деньги и из Национального фонда, и из налоговых поступлений, и за счет выдумывания новых штрафов. И поскольку все это происходит в сжатые сроки и в очень больших масштабах, у населения возникает впечатление, что госструктуры не столько решают имеющиеся социальные проблемы, сколько пытаются пополнить бюджет. Это вызывает тревогу», — высказал свою точку зрения Данияр Ашимбаев.
Не очень положительно отозвался близкий к официальной Астане политолог и об отсутствии информации об адресности использования поступающих в бюджет денег от собранных штрафов и налогов. «Так устроено, что в бюджете не маркируют, откуда поступили деньги и куда они пойдут. Деньги поступают в условный общий котел и распределяются по различным бюджетным программам. Но проблема в том, что за последние пять лет расходы бюджета выросли в 2,5 раза, а доходов явно не хватает. Итог — дефицит бюджета растет и в относительных, и абсолютных цифрах. Возможным выходом из ситуации является пересмотр бюджета, что позволит отказаться и от увеличения налоговой нагрузки, и от некоторых штрафов, которые вызывают возмущение у населения», — подчеркнул Данияр Ашимбаев.