После падения режима Асада Турция стремится к тесному сотрудничеству с Сирией и намерена активно участвовать в восстановлении страны, обеспечивая заказами собственные компании и все больше вытесняя Россию.С начала гражданской войны в Сирии Турция приняла более трех миллионов сирийских беженцев. Самое большое число в 2021 году — тогда в Турции находилось около 3,8 млн сирийцев. С тех пор поток сирийских беженцев постоянно уменьшается. Более того, после падения режима Асада многие из них возвращаются на родину. По данным турецкого министра внутренних дел Али Ерликая, в период с 2016 по 2024 годы из Турции обратно в Сирию вернулись около 730 000 человек.
В настоящий момент в Турции зарегистрировано около 2,9 млн сирийских беженцев. Они являются дешевой рабочей силой, что выгодно для турецкой экономики. Кроме того, студентам из Сирии было разрешено учиться в турецких вузах.
После начала протестов в Сирии против Башара Асада в 2011 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган четко встал на сторону сирийской оппозиции, которая могла осуществлять свою деятельность, находясь в изгнании в Турции. Анкара продолжает поддерживать сирийскую оппозицию, несмотря на политические и экономические кризисы, приведшие к тому, что настроения в Турции по отношению к беженцам резко изменились в противоположную сторону. Сейчас, спустя 14 лет, когда режим Асада пал, турецкая правящая партия (AKP) хочет видеть плоды своих трудов.
Турецкие фирмы надеются на успешный бизнес в Сирии
По данным Абдаллы ад-Дардари, директора регионального бюро Программы развития ООН (UNDP) для арабских стран, ВВП Сирии за годы войны упал с 62 млрд долларов США до 8 млрд. Уровень бедности в стране вырос с 12 до 65 процентов. Восстановление Сирии, по данным ад-Дардари, обойдется в 400 млрд долларов.
На этом фоне Анкара отводит себе главную роль в том, что касается помощи в восстановлении Сирии. Турецкое правительство поддерживает хорошие отношения с новым сирийским руководством в Дамаске и надеется на сотрудничество в таких сферах, как энергетика, строительство, мебельное и текстильное производство, пищевая и химическая промышленность, производство стали.
Но Мустафа Гюльтепе, председатель Ассамблеи турецких экспортеров, подчеркивает, что на данный момент, в первую очередь, Сирии нужна гуманитарная помощь. В социальном и экономическом плане Сирия находится на самом дне, почти треть населения вынужденно покинула свои дома и бежала из страны. Чтобы восстановить политическую стабильность, необходимо еще многое сделать, а для этого потребуется время. Поэтому на первом этапе турецкая экономика должна сосредоточиться на восстановлении необходимой инфраструктуры. «Во всем, в чем нуждаются наши соседи, мы хотим им помочь», — говорит Гюльтепе.
Турецкий экспорт, несмотря на войну
До гражданской войны в Сирии объем торговли между двумя соседними государствами составлял 1,5 млрд долларов. Целью Анкары и Дамаска было увеличить его до 5 млрд. После того, как Эрдоган встал на сторону сирийской оппозиции, и отношения между ним и режимом Асада были прекращены, эта цель отошла далеко на задний план. Но экономические связи между двумя странами не прекратились.
Перед началом войны в Сирии турецкий экспорт в эту страну превышал 1,6 млрд долларов. После резкого падения в 2012 году объем экспорта вновь стал медленно восстанавливаться и стабилизировался в 2020 году, достигнув уровня от 1,6 до 1,9 млрд. Несмотря на растущее напряжение между Турцией и Сирией, в период с 2021 по 2023 год объем турецкого экспорта превысил 2 млрд долларов. В прошлом году Турция экспортировала в соседнюю страну в основном зерно, химические продукты, электронику, сталь и морепродукты.
Гюльтепе уверен, что после формирования стабильного правительства в Сирии экономические отношения между Анкарой и Дамаском будут стремительно развиваться. Большой потенциал в Сирии видит для себя сталелитейная промышленность Турции. Вейсел Яян, генеральный секретарь Турецкой ассоциации производителей стали, оценивает потребность Сирии в стали для послевоенного восстановления страны на уровне двух-трех миллионов тонн. Сталь, прежде всего, необходима для восстановления разрушенной инфраструктуры. Географическая близость двух стран обеспечивает логистические преимущества и позволяет уменьшить расходы. Сталелитейная фабрика в турецком Искендеруне расположена в 400 км от Сирии.
Надежда на экономический подъем в Сирии
Несмотря на то, что турецкие предприниматели видят большой потенциал в соседней Сирии, пока они не торопятся. Начать свою деятельность турецкие фирмы планируют весной, если новое сирийское правительство сумеет создать определенную стабильность. На первых порах турецкие бизнесмены хотели бы наладить сотрудничество с локальными партнерами. Они могут помочь наладить торговые связи и минимизировать риски для турецких инвесторов. Мурат Акуюз, председатель Объединения стамбульских экспортеров химической продукции, считает сирийцев, вернувшихся на родину, важными партнерами для турецкого бизнеса. Они знают и сирийский, и турецкий рынки, и могут быть связующим звеном между обеими странами. Правительство Турции также сигнализирует о том, что сильно заинтересовано в быстром восстановлении экономических отношений. Министр энергетики Турции Альпарслан Байрактар на днях вместе с делегацией прибудет в Дамаск, где будет идти речь о возможностях энергетического сотрудничества двух стран.
Министр торговли Турции Эмер Болат отправил в Дамаск своего заместителя для ведения переговоров об усиленном сотрудничестве. По данным правительства, по их итогам были достигнуты многочисленные соглашения, которые должны облегчить торговлю и инвестиции между двумя странами.
Одновременно с этим турецкие экспортеры обеспокоены новыми таможенными правилами, которые ввели на всех границах новые сирийские власти. Это привело к тому, что таможенные пошлины на турецкие товары выросли до 500 процентов. Это оказывает существенное влияние на конкурентоспособность турецких товаров на сирийском рынке.