Лидер ХДС Фридрих Мерц был явным фаворитом в борьбе за пост канцлера ФРГ. Изменив курс в отношении АдГ, он просчитался и поставил под угрозу свое будущее канцлерство, пишет Дирк Эммерих в рубрике «Берлинский инсайдер».Лидер консервативного блока ХДС/ХСС Фридрих Мерц (Friedrich Merz) уже выглядел безусловным победителем досрочных выборов в бундестаг ФРГ, которые пройдут 23 февраля. Однако за последние несколько дней он потерял много очков. Мерц, изменив свой курс, просчитался и поставил под угрозу свое возможное будущее канцлерство.
Полстраны на баррикадах. В минувшие выходные 160 000 человек протестовали в Берлине против рискованной смены курса (ХДС/ХСС. — Ред.), которая может сделать правопопулистскую партию «Aльтернатива для Германии» (AдГ) приемлемой для сотрудничества (пока с ней отказываются взаимодействовать все остальные партии, представленные в бундестаге. — Ред.).
Переломный момент для Германии
Что произошло? После трагедии в Ашаффенбурге 22 января, когда мигрант-афганец убил ножом двухлетнего мальчика и мужчину, Фридрих Мерц перешел в наступление и внес несколько предложений на рассмотрение федерального парламента. Посыл лидера ХДС/ХСС — после нескольких подобных нападений, случившихся за последние месяцы, государство должно, наконец, принять меры и продемонстрировать решимость в борьбе с нелегальной миграцией.
И Мерц был готов согласиться с тем, что большинство при голосовании в бундестаге может быть получено только при поддержке депутатов от ультраправой AдГ. По мнению лидера консерваторов, правильное предложение не становится неправильным только потому, что за него проголосовала «неправильная сторона».
Мерц мог бы подождать до выборов, а затем провести свои инициативы через бундестаг за счет голосов депутатов от партий правящей коалиции. Но не захотел этого делать. Он хотел заявить о себе как о решительном деятеле сейчас, во время предвыборной кампании. Однако все пошло совершенно не так. Его законопроект прокатили, а в бундестаге произошел ожесточенный обмен ударами по поводу того, допустимо ли принимать решения с помощью голосов правых популистов.
Политическим победителем в этой схватке стал не Фридрих Мерц, а AдГ. Ей оставалось лишь наблюдать за тем, как респектабельные партии обвиняют, порочат и блокируют друг друга.
Случившееся знаменует собой переломный момент для бундестага. Хотел того Мерц или нет — скорее всего, нет, — но он открыл дверь для формирования парламентского большинства в Германии с участием AдГ. И эта дверь не может быть так просто закрыта, даже после выборов 23 февраля. Для одних действия лидера консерваторов являются исторически недопустимым нарушением табу, для других — иллюстрацией действующей парламентской демократии. Видимо, верно и то, и другое. Неужели Мерц не подумал об этом заранее?
Будущий федеральный канцлер должен думать о том, как он хочет впредь управлять страной и добиваться парламентского большинства. Несмотря на провал в бундестаге, 23 февраля Мерц, вероятно, все же победит на досрочных выборах — хотя и с меньшим преимуществом, чем ожидалось. Но, независимо от того, сформирует ли он правящую коалицию с Социал-демократической партией Германии (СДПГ) или «зелеными», это будет сложная с точки зрения ее работы коалиция. Унижения и оскорбления глубоко запали в душу обеим сторонам.
Сильная AдГ и последствия для Украины
Став самой сильной оппозиционной партией, «Aльтернатива для Германии» будет использовать разногласия между партиями политического центра для нападок на будущего канцлера и его хрупкой коалиции. Это касается и подхода к войне в Украине.
AдГ всегда четко и недвусмысленно выступала против поставок Германией оружия Украине, утверждая, что раскручивание спирали эскалации является безответственным. Кандидат в канцлеры от правых популистов Алис Вайдель (Alice Weidel) 2 февраля в очередной раз заявила, что ФРГ грозит опасность стать непосредственным участником войны и что она хочет предотвратить это. Как и Сара Вагенкнехт (Sahra Wagenknecht) из «Союза Сары Вагенкнехт» (ССВ), Вайдель призывает к скорейшему началу переговоров с Россией. По ее мнению, хорошие отношения с Россией важнее, чем самостоятельная Украина.
Правые популисты также никогда не скрывали, что предпочли бы возобновить поставки газа из РФ — чем раньше, тем лучше. Кремль с помощью своих сетевых структур сделал многое, чтобы закрепить эти темы за AдГ, и неоднократно давал понять, кому в Берлине он отдает политические предпочтения.
Владимир Путин и его советники наверняка с большим интересом и удовлетворением следят за событиями в Германии. Он знает, что если правые популисты получат влияние в ФРГ, то это будет иметь последствия для всего Европейского Союза. Дружественные Путину правительства в Венгрии, Словакии и, в будущем, Австрии почувствуют подтверждение правильности их промосковского курса.
Будущий федеральный канцлер должен учитывать все это, а также тот факт, что AдГ особенно сильна, когда крупные партии — блок ХДС/ХСС, СДПГ и «зеленые» — публично ведут борьбу друг с другом, как это происходит в данный момент. Это самое лучшее, чем можно помочь предвыборной кампании правых популистов.
После неудачного маневра Фридриха Мерца то, что действительно необходимо в оставшееся до выборов время, — это агитация за сильную и решительную коалицию «демократического центра» с четкими позициями по трем основным вопросам, которые будут решающими для исхода выборов: миграция, экономика и война в Украине.
Удастся ли партиям «демократического центра» добиться этого? Скорее всего, нет. Возможно, они даже не задумываются об этом.
Дирк Эммерих (Dirk Emmerich), корреспондент немецких телеканалов n-tv & RTL, много лет жил и работал в Москве, а также в Вашингтоне, был корреспондентом n-tv в Сирии, Ливии, Афганистане и других странах, охваченных военными конфликтами.