МВД Германии ответило на запрос депутатов бундестага от Левой партии о высылке в Таджикистан троих критиков президента страны Рахмона вскоре после их участия в протестах в Берлине.Правительству Германии неизвестно о наличии взаимосвязи между участием троих таджикских активистов в протестах во время визита в Берлин президента Таджикистана Эмомали Рахмона в сентябре 2023 года и последовавшей вскоре после этого депортацией этих таджиков на родину. Это следует из ответа федерального правительства Германии на запрос группы депутатов Левой партии в бундестаге, подготовленного МВД и обнародованного на сайте парламента 21 января.
Актуальному запросу левых парламентариев о судьбе критиков президента Таджикистана, желавших получить в Германии убежище, предшествовал аналогичный запрос от тех же политиков, поданный в начале 2023 года, после высылки из ФРГ Абдулло Шамсиддина — сына таджикского оппозиционера, активиста Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Шамсиддина Саидова. В запросе он упомянут как А.С. Полное имя депортированного таджика и других пострадавших активистов называет «Радио Свобода».
По прибытии на родину Шамсиддин был сразу задержан и после двухдневного показательного процесса приговорен к семи годам тюрьмы, напоминают германские политики. ПИВТ объявлена в Таджикистане террористической организацией, ее деятельность запрещена. Многие члены и сторонники этой партии за последнее время покинули родину и пытались получить политическое убежище в ЕС, в том числе в Германии.
Сначала участие в протестах — затем высылка на родину
Как напоминают левые депутаты в актуальном запросе, после депортации из ФРГ и последующего задержания в Таджикистане Абдулло Шамсиддина аналогичная судьба постигла как минимум двух других критиков таджикского президента, принявших участие в протестах против Рахмона в Берлине. «В ноябре 2023 года в страну был депортирован Б.К. (Билол Курбоналиев. — Ред.). По данным его семьи, сразу по прибытии он был посажен в тюрьму», — указывают авторы запроса. «6 ноября та же судьба постигла 40-летнего Д. Е. (Дилмурода Ергашева. — Ред.) из Клеве, который с 2011 года проживал в Германии и был активным членом оппозиционного движения «Группа 24», — говорится далее в документе.
«Бросается в глаза, что в лице Б. К. и Д. Е. в Таджикистан были депортированы и оказались там в тюрьме два человека, которые перед этим принимали участие в протестах против таджикистанского президента, — пишут Клара Бюнгер (Clara Bünger), Андре Хан (André Hahn), Гёкай Акбулут (Gökay Akbulut) и другие депутаты группы Левой партии в бундестаге. — То же касается Ф.И. (Фарруха Икромова. — Ред.), который, согласно одному из сообщений СМИ, недавно был приговорен к 23 годам тюрьмы».
Речь идет о таджикском оппозиционере, который изначально пытался получить убежище в Польше, после отказа перебрался в Германию, а потом был возвращен оттуда в Польшу. Единомышленники Икромова выражали опасения, что в случае депортации в Таджикистан ему грозят пытки и длительный тюремный срок.
На вопрос депутатов, известно ли правительству ФРГ, что таджикистанские СМИ сообщали о протестах перед посольством Таджикистана в Берлине, проходивших на фоне визита Эмомали Рахмона в Германию в сентябре 2023 года, в связи с чем участники этих протестов могли быть идентифицированы как оппозиционеры, МВД ФРГ дает короткий ответ: «Да».
Подвергались ли три упомянутых в запросе таджикских оппозиционера после депортации на родину пыткам, правительству ФРГ, напротив, неизвестно, следует из документа.
О том, что Билол Курбоналиев в феврале 2024 года был приговорен в Таджикистане к 10 годам тюрьмы по обвинению в создании преступного объединения, правительство Германии узнало из публикаций в таджикистанской прессе, говорится в ответе. То же касается информации о задержании по прибытии в Душанбе Дилмурода Ергашева.
Беседы с правительством Таджикистана о правах человека
«В беседах с представителями правительства Таджикистана правительство ФРГ всегда затрагивает и тему прав человека, и ситуацию вокруг критиков правительства», — указывает МВД ФРГ.
Однако решение о приведении в исполнение обязанности провести депортацию принимают ведомства по делам иностранцев, а федеральное правительство в принципе не дает оценку решениям земельных властей, поясняет министерство в ответ на просьбу прокомментировать постфактум решения о высылке Курбоналиева и Ергашева, учитывая имеющуюся сейчас информацию о полученных ими на родине длительных тюремных сроках.
«О причинах вероятного тюремного заключения Д.Е. правительству ФРГ ничего не известно, — отмечается в документе. — Запрос посольства в Душанбе в адрес правительства Таджикистана от ноября 2024 года относительно места нахождения Д. Е. и его состояния здоровья до сих пор остается без ответа», — говорится далее. При этом случай Ергашева обсуждался на двусторонних политических консультациях в Душанбе в ноябре 2024 года, сообщает германское МВД.
Прошения об убежище в Германии от таджиков
По данным BAMF, с начала 2023 года в Германии было зарегистрировано 506 прошений об убежище от граждан Таджикистана. За период с января по ноябрь 2024 года — еще 602.
Что касается депортации граждан Таджикистана на родину, то, по статистике, которую приводит МВД Германии по просьбе левых депутатов, в 2023 году их было 44. С января по ноябрь 2024 года — еще 31.
Как подчеркивает министерство, правительство ФРГ постоянно отслеживает ситуацию в странах происхождения просителей убежища на предмет показателей, важных для принятия решения о предоставлении убежища или осуществлении депортации.
В частности, Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев (BAMF) непрерывно анализирует ситуацию в Таджикистане, говорится в ответе на запрос: «При этом особое внимание уделяется актуальным отчетам МИД ФРГ, данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, НПО и Агентства Европейского Союза по вопросам убежища (EUAA)».
Последний раз положения по ситуации в Таджикистане обновляли в BAMF в апреле 2023 года. В сентябре 2023 года главы государств и правительств Германии и Таджикистана по итогам встречи в Берлине сделали совместное заявление, в котором подчеркивался «интерес к дальнейшему изучению возможностей взаимовыгодного сотрудничества в сфере миграции». В числе прочего речь шла о возвращении на родину нелегальных мигрантов.
Между тем судьба конкретных лиц на этих переговорах не обсуждалась. «Из соображений конфиденциальности дополнительных подробностей о переговорах канцлера ФРГ с другими главами государств и правительств предоставить нельзя», — отмечает МВД ФРГ.
В министерстве указали, что не разделяют мнение обратившихся с запросом депутатов, что вера в наличие в Германии объективной и надежной системы предоставления убежища страдает в ситуации, когда получивших отказ соискателей, несмотря на предупреждения правозащитников, депортируют на родину, где их сразу по прибытии задерживают и приговаривают к тюремным срокам.