Попытка номер 3
Принятый в июне прошлого года на фоне массовых акций протеста закон «О прозрачности иностранного влияния», который в Грузии уже давно называют «российским», не работает. К такому выводу накануне пришли в «Грузинской мечте».
«Десятки самых богатых и крупных НПО, получающих внешнее финансирование, не прошли регистрацию в реестре», — заключил лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе.
Недолго думая, в «Грузинской мечте» решили принять новую версию закона. Однако на этот раз, как утверждает Мдинарадзе, документ будет полным аналогом американского FARA (Foreign Agents Registration Act, Акт о регистрации иностранных агентов).
После вступления в силу нового закона, принятый со второй попытки в прошлом году закон об иноагентах будет отменен, отметил Мдинарадзе. Обсуждать другие детали депутат отказался, посоветовав заинтересованным сторонам самим ознакомиться с американским законодательством.
Параллельно лидер большинства заявил, что правительство создаст фонд для финансирования инициатив общественных организаций, для чего будут внесены изменения в закон «О грантах». Организации, которые хотят представлять не иностранные, а интересы грузинского народа, смогут получать грантовое финансирование от правительства.
Катастрофа или лучшее решение?
Первая попытка правящего большинства принять закон об иностранных агентах была предпринята в марте 2023 года. Тогда чены движения-сателлита «Грузинской мечты» «Силы народа» внесли в парламент два законопроекта – «О прозрачности иностранного влияния» и «О регистрации иностранных агентов». Первый документ в «Силе народа» назвали «грузинским», а второй – «американским», якобы идентичный тому, что действует в США. Представители НПО и СМИ, однако, назвали предложенный депутатами законопроект аналогом российского закона об иноагентах.
Несмотря на протесты, пакет «О прозрачности иностранного влияния» был утвержден в ускоренном режиме в первом чтении. Инициатива, правда, тогда провалилась под давлением улицы – голосование в парламенте вызвало масштабные протесты и беспорядки в Тбилиси.
После неудавшейся первой попытки партия власти решила повторно инициировать законопроект, лишь немного изменив терминологию: вместо термина «агент иностранного влияния» в нем была использована формулировка «организация, представляющая интересы иностранного государства».
Бешенный принтер «Грузинской мечты»: волна репрессивных законов партии Иванишвили
Несмотря на массовые протесты, критику западных партнеров и вето пятого президента Саломе Зурабишвили, «Грузинской мечте» удалось утвердить закон в парламенте. Он вступил в силу в августе прошлого года. Закон предусматривает регистрацию в Реестре лиц, проводящих интересы иностранной силы, организаций, чье иностранное финансирование превышает 20% бюджета. За отказ от регистрации и сдачи отчетов предусмотрена система штрафов. Большинство НПО и СМИ, несмотря на это, отказались регистрироваться в Реестре.
При этом, представители «Мечты» все время уверяли: их проект «грузинского» закона гораздо лучше как российского, так и американского аналога. К примеру, еще в феврале 2023 года, в то время лидер правящей партии, а ныне премьер Ираклий Кобахидзе заявлял:
«Я вам прямо могу сказать как юрист, правозащитник, что это [американский закон] – полная катастрофа».
Теперь же, по утверждению Кобахидзе, лучшим решением будет прямое копирование американского FARA.
«Уже несколько лет, особенно последние два года, мы говорим о тех проблемах, о которых сейчас открыто заговорило новое правительство США. Это прямое признание того, что иностранное финансирование, в частности американское финансирование, использовалось в разных странах, в том числе в Грузии, для организации революций и беспорядков. НПО, финансируемые из-за рубежа, играют в этом решающую роль. Исходя из того, что все открыто, и не только власть Грузии говорит об этой очень серьезной проблеме, мы можем свободно расширить законодательство, связанное с прозрачностью НПО».
Что предусматривает американский закон FARA
Американский «Акт о регистрации иностранных агентов» предписывает, что если лицо (физическое или юридическое) действует «по приказу, просьбе, под руководством или под контролем» иностранного принципала и при этом занимается политической деятельностью (то есть пытается влиять на принятие государственных решений, лоббировать интересы или осуществлять политические консультации), оно обязано зарегистрироваться как «иностранный агент».
Нарушение положений FARA может повлечь за собой уголовную ответственность – вплоть до пяти лет лишения свободы и штрафы (до 250 000 долларов). На практике ответственность применяется в случаях умышленного и систематического нарушения требований по регистрации и раскрытию информации.
При этом, закон не устанавливает конкретный «пороговый процент» иностранного финансирования, при котором лицо или организация автоматически признаются иностранным агентом. Закон не устанавливает жесткую количественную границу – вместо этого основной критерий заключается в том, что деятельность должна осуществляться «по приказу, просьбе, под руководством или под контролем» иностранного государства.
Что касается СМИ, то сами по себе медийные организации, находящиеся в собственности американцев и ведущие деятельность в США, как правило, не подпадают под действие FARA. Но если такое издание или медийная платформа получает существенную часть своего финансирования от иностранного государства или организации, а также если руководство или политика издания находится под влиянием иностранного принципала, то, по сути, такое лицо может быть обязано зарегистрироваться.
При этом американское правоприменение FARA остается относительно редким инструментом, используемым в основном для обеспечения прозрачности политической деятельности, осуществляемой от имени иностранных принципалов. По состоянию на апрель 2024 года, в реестре министерства юстиции США числятся 518 зарегистрированных иностранных агентов.
«Это садистское поведение»: почему критики грузинской власти говорят о новом уровне репрессий
Еще один закон для СМИ
Вслед за «российским» законом об иноагентах, «Грузинская мечта» решила научить грузинских журналистов «журналисткой этике». Лидер большинства Мдинарадзе анонсировал: в парламенте будет инициирован британский аналог закона о СМИ.
В правовом акте будут установлены стандарты объективности СМИ и журналистской этики. Мдинарадзе отметил, что будет определен также механизм мониторинга и соблюдения стандартов работы медиа. Разработка закона, по словам депутата, должна начаться уже сегодня (6 февраля).
Мамука Мдинарадзе также добавил, что для СМИ будет ограничено финансирование из зарубежных источников: «Естественно, это не касается доходов, полученных от коммерческой рекламы и других подобного рода доходов».
По утверждению премьер-министра Ираклия Кобахидзе, закон о СМИ нужен в Грузии для того, чтобы остановить распространение лжи и ненависти, которые являются главным оружием либерального фашизма, используемым «Глубинным государством».
«Если кто-то боится, что больше не сможет свободно распространять ложь, свободно распространять ненависть, это, конечно, его проблема. Мы считаем, что ложь и ненависть являются одним из важнейших национальных вызовов для нашей страны, для нашего общества, и соответственно, здесь нужны новые правила, конечно, без какой-либо цензуры, без какого-либо ущемления основополагающего права, которое называется свобода СМИ, свобода выражения мнения. Естественно, речь идет о таком законодательном изменении, которое будет полностью соответствовать нашим конституционным принципам и международным правовым нормам».
Вице-спикер парламента Тея Цулукиани в интервью проправительственному телеканалу Rustavi 2 также заявила, что инициатива нового закона о СМИ означает лишь, что каждый гражданин будет более защищен от ложной информации. Кроме того, Цулукиани отметила: если человек совершает уголовное преступление, то для него не может быть привилегией быть политиком или журналистом.
«Ни один политик, журналист или представитель международного сообщества не должен иметь права шантажировать».
По утверждению спикера парламента Шалвы Папуашвили, новый закон не имеет ничего общего с ограничением свободы слова. А тем, кому он не нравится, Папуашвили посоветовал критиковать «Великобританию и ее посольство».
«Мы говорим о фейк-ньюсах как о серьезной проблеме в современном мире и о разрушительных последствиях, которые они могут иметь. Мы часто видим это в Грузии, так что борьба с фейк-ньюсами является одной из главных целей и задач современных демократий».
Папуашвили также заявил, что дезинформация не может быть защищена принципом свободы слова, «поэтому борьба с фейк-ньюсами» не имеет ничего общего со свободой слова».
Оппоненты правящей партии, однако, убеждены: «Грузинская мечта» хочет пресечь протест, заставить молчать СМИ и упрятать политиков за решетку. Так новую инициативу властей прокомментировал лидер партии «Стратегия Агмашенебели» Георгий Вашадзе:
«Аресты политических оппонентов, упразднение СМИ, попытка закрыть людей дома – это путь самозваного режима. Этому мы должны противопоставить больше протеста и единство. <…> Пусть Иванишвили, Кобахидзе и кто-то еще не думают, что спасутся теми шагами, которые они сейчас предпринимают. Эти люди хотят установить диктатуру в стране. Я же им говорю, что диктатуры в Грузии не будет, и им придется подчиниться воле народа».
Аналогичного мнения придерживается член «Единого национального движения» Ираклий Палавандишвили: «Террор, объявленный «Мечтой», постучится в дверь каждого», — заявил оппозиционер.
«Единственный способ борьбы с диктатурой – это моральная ясность, а не хитрые, коварные расчеты. Мы сталкиваемся с крупнейшим капиталом, существующим в Грузии, российскими черными деньгами и всеми ресурсами, у Иванишвили есть абсолютно все. Ни один правитель не имел больше ресурсов, и мы должны это учитывать», — отметил Палавандишвили.
О том, что новый закон о СМИ может отрицательно повлиять на демократию в Грузии, говорят и западные политики. В частности, еврокомиссар по вопросам расширения и политике соседства Марта Кос в соцсети X написала:
«Последние события в Грузии вызывают тревогу. Законодательные изменения, предлагаемые «Грузинской мечтой», еще больше подорвут свободу слова и собраний граждан. Мы призываем правительство изменить курс и вернуть Грузию на путь в Евросоюз, уважая волю граждан Грузии».
Цензура на память: Минобразования Грузии исключило из экзамена восстания против царизма
Британский закон о СМИ
В Великобритании отсутствует единый кодифицированный закон о СМИ; вместо этого регулирование осуществляется через совокупность законодательных актов, таких как Broadcasting Act 1990 и Communications Act 2003, а также посредством независимого регулятора Ofcom, который контролирует соблюдение стандартов вещания и защищает интересы аудитории.
Согласно британской модели, СМИ не должны публиковать недостоверную, непроверенную или ложную информацию, а также фотографии. В случае распространения ошибочных сведений, издания обязаны незамедлительно и должным образом опубликовать исправление и извинение. Кроме того, гражданам и организациям, в отношении которых была распространена недостоверная информация, предоставляется право на ответ.
При сборе информации журналистам запрещено использовать методы давления, настойчивого преследования, обмана или уловок. Они должны получать информацию и фотоматериалы только честными путями, за исключением случаев, оправданных важнейшими общественными интересами. Также недопустимо искажение истины в угоду рекламным или иным интересам.
Нюрнберг для «Нацдвижения»: в Грузии создадут комиссию по расследованию «преступлений» оппозиции