Приостановка американской поддержки повлияла на ряд инициатив в Украине — от мобильных медицинских бригад до образовательных проектов. Подробности у DW.Вскоре после инаугурации Дональда Трампа новая администрация Белого дома распорядилась приостановить финансирование действующих по всему миру программ Агентства США по международному развитию (USAID), в том числе и в Украине. Было заявлено, что решение будет действовать 90 дней — на время проверки соответствия расходования средств внешнеполитическому курсу новой администрации. Критики этого решения опасаются, что Трамп хочет лишить USAID автономности и передать агентство под контроль Госдепартамента.
Переоценить вклад USAID в развитие Украины сложно, говорит в беседе с DW управляющий партнер Бюро инвестиционных программ Александр Бондаренко. По его словам, Агентство является главным распорядителем средств на экономические, культурные, гуманитарные и социальные проекты в стране.
115 программ, 11 тысяч сотрудников, 4 млрд долларов…
По словам Бондаренко, в Украине действовали 115 программ, на которые ежегодно тратилось от трех до четырех миллиардов долларов. «Это примерно 11 тысяч сотрудников различных неправительственных организаций, фондов, работавших по проектам USAID в Украине. Если взять эти 4 млрд долларов, то получается примерно 2-2,5 процента ВВП, что, по сути, сопоставимо с объемом прямых иностранных инвестиций в Украину», — отмечает Бондаренко.
Некоторые общественные организации и медиа, которые зависели от помощи USAID, для продолжения работы уже обратились за поддержкой к украинцам и бизнесу. Среди них — и фонд Veteran Hub, который оказывает юридическую и психологическую помощь военнослужащим и ветеранам. Из-за заморозки средств USAID две трети услуг фонда были приостановлены, а 31 сотрудник оказался под угрозой увольнения, говорит соучредительница и председатель правления Veteran Hub Ивона Костина в разговоре с DW.
«Для нас это означало мгновенную остановку хаба в Виннице и телефонной линии поддержки, которая обрабатывала более 1300 запросов по всей стране ежемесячно», — отмечает Костина.
Благодаря донатам нескольких компаний и сохранению поступлений от фонда Елены и Виктора Пинчуков, Veteran Hub с февраля возобновил работу линии поддержки и имеет «подушку безопасности» на три месяца, отмечает соучредительница. В дальнейшем организация планирует договориться о поддержке с другими странами. «Мы не знаем, как это будет, потому что для этого должны измениться политики этих стран и должна быть их открытость для такого финансирования», — отмечает Костина.
Аналитик: Компенсировать помощь США донатами не получится
По мнению финансового аналитика Сергея Фурсы, компенсировать объем гуманитарной помощи США будет сложно. По его словам, здесь не помогут ни донаты, ни украинский бизнес.
Фурса указал на еще один значимый фактор, связанный с американской гуманитарной помощью. «Все это были новые деньги. Все гранты — эффективно они используются или нет — это деньги, которые шли в Украину и которых здесь до этого не было. Приходя в Украину, они начинали работать на украинскую экономику. Когда мы их вычитаем, то просто сокращаем огромный объем средств», — говорит Фурса.
Но наибольшее влияние замораживание помощи все же будет иметь не на экономическую ситуацию, а на тех, кто получал поддержку в результате реализации проектов, считает аналитик.
Проблема доступа к медицине в одной из общин Киевской области
Внезапное решение администрации Трампа уже непосредственно коснулось жителей Тетиевской громады в 150 километрах от Киева. С декабря 2023 года на средства USAID там работала медицинская мобильная бригада. Раз в неделю с закупленным на гранты оборудованием команда ездила в отдаленные деревни, где доступ к медицине ограничен. За год их клиентами стали около 900 человек.
84-летняя жительница села Степное Мария Бевза регулярно пользуется услугами мобильной бригады. Для женщины это едва ли не единственный способ пройти медицинское обследование. «Чтобы добраться до участкового врача в Дениховку, мне нужно, чтобы кто-то собрал людей и вынес меня на инвалидном кресле. Автобус до Тетиева ходит всего трижды в неделю», — говорит женщина в разговоре с DW.
По словам семейного врача Светланы Мицинской, работающей в составе бригады, большинство их пациентов — пожилые и маломобильные люди. «Есть люди, которые уже десятки лет не видели врачей. Последний раз в Черепине на медосмотр пришел дедушка 87 лет. Он ничего не видит, плохо слышит. Со времен распада СССР, когда перестал действовать участковый принцип, его никто никуда не приглашал», — рассказывает Мицинская.
Медучреждениям в Тетиеве не хватает средств для мобильных бригад
Благодаря гранту USAID тетиевские медики получили медицинское оборудование — глюкометры, портативный УЗИ-аппарат, биохимический анализатор. После приостановки помощи техника остается у врачей, а вот выезды больше невозможны. По словам директора Тетиевского центра первичной медико-санитарной помощи Александра Полищука, возможности финансировать мобильные бригады на средства медучреждения нет.
«Люди как узнали, что остановился этот проект, сразу было большое недовольство. Они думали, что это решение местной власти. Но это решение не местной власти и даже не руководства нашего государства», — констатирует Полищук.
В подобной ситуации оказались также жители Барышевской громады Киевской области и громад на Черниговщине и Житомирщине, где работали такие же бригады.
Под угрозой в Украине также образовательные проекты благотворительного фонда SavEd в городах и селах, где школы разрушены в результате боевых действий.
Агентство США по международному развитию выделяло деньги и украинскому правительству — на цифровизацию, энергетику, восстановление критической инфраструктуры, помощь переселенцам и аграриям.
Однако не все в Украине отнеслись к решению администрации Трампа критично. К примеру, депутат от провластной фракции «Слуга народа» Марьян Заблоцкий считает большинство проектов, которые USAID поддерживало в Украине, «бездарными и бессмысленными», поскольку, по его словам, они «сводятся к бесконечным круглым столам и конференциям». Поэтому, по мнению народного избранника, эта помощь действительно нуждается в аудите.
Что будет дальше?
Экономист Александр Бондаренко, компания которого тоже получала поддержку от USAID, не считает так называемые «софт-гранты», то есть конференции или тренинги ненужными, однако хотел бы, чтобы американская помощь Украине выражалась скорее в «хард-грантах» — то есть была материальной. Он также поддерживает идею Трампа об аудите помощи, ведь, по его словам, прежде чем дойти до получателей, средства проходят через громоздкую бюрократическую машину.
Как предполагает Бондаренко, после проверки финансирование проектов возобновится, но не всех. С этим прогнозом согласен и финансовый аналитик Сергей Фурса: «Приостановка была исключительно политическим, популистским решением администрации Трампа. USAID работало до Трампа, USAID работало во время первой каденции Трампа и после него. Некоторые проекты, на которые у администрации Трампа аллергия, такие как гендерное равенство, наверное, не будут возобновлены, но большинство продолжит работу».
Между тем, президент Украины Владимир Зеленский поручил правительству определить наиболее критически важные из приостановленных проектов и профинансировать их. По мнению Фурсы, это — не лучший выход из ситуации из-за вероятности политического давления. «Мы понимаем: если финансирование идет изнутри Украины, то при наличии политического давления эти деньги могут быть остановлены, если властям не понравится то, что делается. Гранты уберегали от этого», — указывает финансовый аналитик.
А пока дальнейшая судьба поддерживаемых США проектов неизвестна, тетиевские медики вынуждены отказывать людям, уже привыкшим к регулярным визитам врачей в их села. «Если бы была возможность наш автомобиль заправить и поехать к лежачему пациенту, мы бы поехали. Но видите, не все от нас зависит. Очень жаль, что это зависит от Дональда Трампа», — говорит семейный врач Светлана Мицинская.