Белорусские режиссеры готовятся представить свои кинопроекты на Европейском кинорынке Берлинале. Как это может помочь сохранить белорусское кино — у DW.Кино как самое дорогое искусство особенно потерпело от цензуры и репрессий в Беларуси. Многие независимые режиссеры выехали из страны после 2020 года и пытаются найти способы реализации своих проектов за рубежом, некоторые эмигрировали раньше и уже стали частью европейской киноиндустрии. Белорусская независимая киноакадемия (BIFA) предлагает авторам искать партнеров на Европейском кинорынке (EFM) Берлинского международного кинофестиваля, который начнет работу 13 февраля. Как это поможет кино — DW спросила у представителей BIFA.
Беларусы в европейской киноиндустрии
Питчинг 10 белорусских кинопроектов пройдет на Европейском кинорынке Берлинского международного кинофестиваля 15 февраля. Это уже третье событие такого рода, которое Белорусская независимая киноакадемия организует на EFM. Его суть в том, чтобы авторы презентовали свои проекты международному киносообществу с целью найти партнеров.
Большинство идей ничего за собой не имеют: ни первоначального финансирования, которое обычно ожидается от своей страны и с которым значительно проще найти партнеров, ни продюсера.
«Эта презентация важна, прежде всего, для самих, по сути брошенных на произвол судьбы, авторов, чтобы осознавать себя как профессионалов или становиться профессионалами, — говорит член правления BIFA киноэксперт Игорь Сукманов. — Так они проникают в международную киноиндустрию и познают, по каким законам она устроена, как нужно представить ей свою идею, как от идеи проект переходит к фильму».
Среди участников питчинга — уже известные в белорусском кино Влада Сенькова, Артем Лобач, соавторы Андрей Кашперский и Михаил Зуй, есть и новички, которые будут питчить свой проект впервые. В презентации прошлого года участвовала, например, режиссер Мара Тамкович со своим тогда уже снятым фильмом «Под серым небом»: на кинорынке она нашла сейлс-агентов и завязала контакт с продюсерами своего следующего проекта. Кто-то из участников также стал работать с продюсером, кто-то нашел коллег по съемкам.
Режиссер Алексей Полуян, член правления BIFA, считает, что сотрудничество с европейскими продюсерами сегодня — единственный способ для белорусских независимых режиссеров без своей страны войти в индустрию кино. «Под этим я имею в виду, что автор живет и зарабатывает своими кинопроектами, — говорит режиссер, — Что у него есть определенная публика, определенные фестивали, дистрибьюторы и сейлс-агенты, которые его ждут».
Безбюджетное кино — перспектива?
Пока же белорусские авторы часто остаются в сегменте безбюджетного и низкобюджетного кино. Игорь Сукманов подчеркивает, что киноидустрия опирается на товарно-денежные отношения: «Когда за тобой не стоят преимущества, которые были бы манками для сопродюсера, интерес истончается. Получается, другая сторона должна быть таким же энтузиастом и носителем чистой идеи, но индустрия — это чаще всего деньги. Когда продюсер выбирает между проектами, он оценивает выгоду, а в белорусские проекты может только вкладываться».
Успешные кейсы, с финансированием и без, в таких условиях появляются в результате невероятных усилий и в качестве «системной ошибки». Так, в конкурс Forum Берлинского международного кинофестиваля этого года вошел фильм Юрия Семашко «Лебединая песня Федора Озерова» — его первоначальный бюджет составил 4 тысячи евро, на этапе постпродукции сумма выросла в несколько раз, но осталась ничтожной по меркам европейской киноиндустрии.
«Белорусские фильмы снимаются, можно сказать, бесплатно, — комментирует Алексей Полуян. — Они создаются на таланте, чувстве солидарности, на общей идее, так работают студенты, но не в профессиональной среде. Можно снять короткометражный фильм без бюджета, может, еще один фильм, в качестве исключения они могут найти место в индустрии. Но, по-моему, это тупик и утопия, путь исключений без перспектив на профессиональном рынке. Когда белорусские авторы вынуждены отдавать права на фильм, чтобы оплатить его озвучание, это говорит об их критическом положении».
Белорусское независимое кино сегодня представлено энтузиастами и одиночками, которые смогли найти себя в европейской киноиндустрии. «Конечно, вселяет оптимизм, что сквозь бетон пробиваются ростки, но период любого энтузиазма конечен, — продолжает Игорь Сукманов. — Пребывать в радужной эйфории, что у нас есть замечательные фильмы Мары Тамкович и Юры Семашко и что на подходе, может быть, еще два-три проекта, — призрачное счастье».
Без лейбла «Made in Belarus»
Кинематограф таким образом нуждается в системном решении проблемы: BIFA участвует в разработке дорожной карты для Европейской комиссии, где прописывает отдельное финансирование белорусского кино. «Это большая иллюзия, на которую тем не менее есть надежда», — шутит Алексей Полуян.
Игорь Сукманов допускает, что роль в улучшении ситуации могли бы сыграть демократические силы, если в диалоге с Западом нашли бы «правовой статус, позволяющий белорусским кинематографистам в изгнании существовать не в виде из ниоткуда взявшихся талантов, а полноценно и полнокровно».
Питчинг на Европейском кинорынке Берлинале во всем этом процессе несет вспомогательную функцию. «Белорусским кинематографистам необходимо переучиваться под местные процессы, как бы сложно это ни было. В Западной Европе ты должен работать с продюсерами, иначе разговор быстро закончится, — настаивает Алексей Полуян. — Пока что в долгосрочной перспективе это единственное, что работает, и некоторые действительно добиваются успеха».
Игорь Сукманов подчеркивает «рекламную» функцию питчинга: благодаря нему представители киноиндустрии узнают, что белорусское кино существует и что-то предлагает, в то время как многие фильмы белорусских авторов и на белорусские темы если и появляются, не являются белорусскими согласно производству. Страна продукции фильма «Под серым небом» — Польша, картины «Лебединая песня Федора Озерова» — Литва, Германия.
«Белорусское присутствие не имеет юридической составляющей, чтобы на фильме был поставлен лейбл «Made in Belarus», — говорит Игорь Сукманов. — Мы оказались в положении без почвы, без национальной принадлежности. Да, можно говорить, что в новом глобальном мире страна-производитель не играет важной роли, а есть понятие автора и достаточно того, чтобы он затрагивал связанные с белорусскими реалиями темы. Это понятно нам, но, к сожалению, не до конца понятно всему окружающему миру».
Киноэксперт считает, что в ближайшие 5 лет белорусское независимое кино будет активно пытаться себя реализовать, но гораздо более серьезным испытанием станет период после — тогда даже может стать вопрос о его существовании.