Site icon SOVA

«Самопровозглашенный президент» самопровозглашенной Абхазии: на выборы – через Сухумский аэропорт

7p niz abhazia1 bc1 политика featured, Абхазия, Адгур Ардзинба, Бадра Гунба, Грузия-Россия, Паата Закареишвили, Сухуми, сухумский аэропорт

Впервые после войны начала 90-х в Сухумском аэропорту сел самолет. Под российский и абхазский гимны вместе со студентами и журналистами из него вышел вернувшийся из отпуска Бадра Гунба – кандидат от команды бывшего де-факто президента Аслана Бжания, покинувшего пост под давлением улицы.

Эпизод с тестовым рейсом имел огромное значение для оккупированного региона. Воздушная гавань долгое время не функционировала. Однако летом 2023 года абхазские «депутаты» утвердили соглашение, по которому Россия занимается восстановлением и эксплуатацией «Международного сухумского аэропорта им. В. Г. Ардзинба». Условия соглашения включали государственно-частное партнерство с освобождением инвестора от всех налогов (кроме подоходного налога и ввозного НДС) на 25 лет.

Самолету, на борту которого был «кандидат в президенты», в Сухуми устроили торжественную встречу. Ради его прилета даже была организована водная арка, образованная струями двух пожарных машин.

Все пошло не по плану, когда именно в этот момент в одном из новых районов города загорелась крыша многоквартирного дома. Для ее тушения потребовались пожарные расчеты не только Сухуми, но и Гулрипшского района, что в конечном счете превратило элемент красивой предвыборной кампании в настоящую антирекламу.

Скандал дополнили и сообщения в СМИ о том, что на табло регистрации рейсов в московском аэропорту «Внуково» и на посадочных талонах российской авиакомпании пункт назначения именовался на грузинский лад – Sokhumi. Еще в 1992 году Верховный совет самопровозглашенной республики издал постановление о переименовании города в «Сухум», и другие упоминания крайне болезненно воспринимаются жителями оккупированного региона.

Партия «Форум народного единства Абхазии» выступила в этой связи со специальным заявлением:

«Знают ли сценаристы и режиссеры этой неудачной акции, подогнавшей ее под шумную избирательную пиар-компанию Бадры Гунба, что такое грубое искажение исторической топонимики Абхазии противоречит соответствующему специальному Закону нашей республики. <…> Нам хотелось бы знать реакцию самого выдвиженца иностранных олигархических групп на то, что уже с первых дней экспериментального запуска Сухумского аэропорта им. В.Г. Ардзинба, допущен такой политический прокол. Или кое-кто до сих пор не понял, что Абхазия давно уже освободилась от грузинского колониализма и является свободным независимым государством».

С возмущением в Абхазии восприняли и сам визит Бадры Гунба в Москву, хотя по его итогам РФ пообещала возобновить финансирование и начать поставки электроэнергии. По мнению критиков, проведя якобы официальные встречи с российскими чиновниками, пока только кандидат нарушил закон. За это в абхазских СМИ его даже окрестили «самопровозглашенным президентом».

«Эти действия не просто нарушают принцип честности выборов, они дискредитируют Абхазию как правовое государство, они подрывают всю систему государственного контроля, позволяя отдельным личностям, не наделенным властью и служебными полномочиями, принимать решения от имени нашей страны», — написало гражданское движение «ХарахПицунда».

По мнению критиков, такая пиар-компания представляет собой «насильственное продвижение» Бадры Гунба в де-факто президенты. Одним из факторов, подкрипивших это мнение, стал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на тему выборов в регионе. Он проводился посредству обзвона с российского номера жителей Абхазии. И многими этот опрос был воспринят как попытка повлиять на избирательный процесс. Рейтинг ожидаемо возглавил Бадра Гунба, набрав 32% голосов респондентов, а это – более чем вдвое больше, чем у его главного конкурента – оппозиционера Адгура Ардзинба.

Абхазская пятерка: что известно о кандидатах в де-факто президенты

По словам конфликтолога и бывшего госминистра Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Пааты Закареишвили, никакие опросы в Абхазии не могу быть объективны, ведь их проводят российские социологи, причем, с целью получить конкретный ответ:

«Никто не верит в рейтинги. В Абхазии нет квалифицированных компетентных институтов. Это [предвыборные опросы] организуют российские компании, группы, которые приехали и ведут довольно агрессивное изучение общественного мнения. Многим не нравится, как агрессивно звонят, перезванивают, добиваются своего, переспрашивают, на улице останавливают людей… Эти рейтинги явно созданы с определенной целью, поэтому в абхазском обществе впервые за многие годы проникла мысль: не готовится ли фальсификация результатов выборов, чтобы потом подогнать результаты к этим исследованиям?».

Между тем, по данным абхазской «Нужной Газеты», которая ссылается на данные «независимых изданий», после визита в Москву рейтинги Бадры Гунба начали снижаться: «Один из таких опросов в сети интеренет свидетельствует о том, что во второй тур выходят представитель оппозиции Адгур Ардзинба и бывший глава контрольной палаты Роберт Аршба».

Telegram-канал «D News Абхазия» отмечает, что «рейтинги Бадры Гунба начали рушиться после его путешествий по России»: «Известно, что предыдущий бесполезный для народа и страны путешественник Аслан Бжания схожими действиями обрушил свой рейтинг в район 8-9% поддержки».

По мнению авторов, колеблющийся электорат начинает понимать, что его хотят в очередной раз обмануть, и Гунба «может проиграть уже в первом туре».

«Поддерживающие Бадру Гунба СМИ и анонимные каналы наперебой стали сообщать, что появится новое соглашение об инвестициях и оно будет учитывать интересы абхазских предпринимателей. <…> Примечательно и то, что у команды Гунба нет программы развития страны, единственное, что на сегодняшний день может предложить команда Гунба, это выпрашивание у России денег…».

Вместе с тем, медиа отмечают приток ботов, активно поддерживающих фаворита Кремля в комментариях абхазского инфополя. На публичные же встречи привозят целые микроавтобусы, видео с которыми просочилось в сеть.

«Видимо, имитация массовой «поддержки» нужна для видеоотчетов перед спонсорами избирательной кампании Ткачевым и другими», — комментирует видео абхазское издание «Нужная газета».

Бывший министр сельского хозяйства России и экс-губернатор Краснодарского края Александр Ткачев на основе скандального Инвестиционного соглашения между РФ и самопровозглашенной республикой планировал построить в Пицунде элитный гостинично-апартаментный комплекс «Москва резорт». Проект за 20 млрд рублей должен был появиться на территории в 45 гектаров, включая участок у границы Пицундско-Мюссерского заповедника с реликтовой сосной. Соглашение, однако, вызвало массовые протесты в Абхазии.

[áмбави] Кремль заманивает Тбилиси, Сухуми и Цхинвали в старую ловушку

Предыдущий де-факто президент Аслан Бжания проталкивал выгодный Кремлю инвестиционный договор, но в итоге лишился должности. Теперь эта миссия будет возложена на его преемника, если тому удастся победить на выборах.

«Бадра Гунба будет обязан это сделать. Иначе Россия может сказать: «Извините, вы получили опять доверие от народа, ваша легитимность абсолютно ничем не оспариваемая. Те люди, которые ворвались когда-то в ваш офис и выгнали вас – их меньшинство, чего вы боитесь?». Потом Бадра Гунба будет иметь больше прав просить у России поддержку и помощь, если опять будет нечто подобное, потому что он будет более уверенно себя чувствовать, что народ его защищает. Но сфальсифицирован результат или нет – он точно будет знать.

В любом случае фальсификация не должна устраивать ни Москву, ни Бадру Гумба, потому что это будет несоответствие действительности, и реакция общества может быть еще более резкой. Поэтому даже Бадра Гумба может захотеть, если победит, чтобы инвестиционные программы не быстро реализовывались в Абхазии, и чтобы подождать какое-то время, отсидеться несколько месяцев, даже год», — считает Паата Закареишвили.

При этом эксперт оценивает шансы оппозиции на победу примерно так же, как шансы Бадры Гунбы. Главным соперником кандидата Кремля выступает Адгур Ардзинба – бывший де-факто министр экономики и вице-премьер, возглавляющий «Абхазское народное движение». На прошлых выборах 2020 года он показал значительный результат, набрав 35% голосов.

«В любом случае, 50 на 50. Любой результат, если он будет приемлем для общества, будет соответствовать действительности. У оппозиции на самом деле довольно высокие ожидания. Не потому что Адгур Ардзинба популярен. Он не популярен явно. За него большой шлейф разных грехов. Не тяжелых, но коррупционных. Его дети учатся в России. И очень много чего, за что можно придраться», — говорит Закареишвили.

Важно отметить, что Адгур Ардзинба был одним из лидеров протестов против «антигосударственных» законопроектов, инициированных Бжания и выгодных Кремлю – Инвестиционного соглашения, закона об апартаментах и т. д. При этом оппозиционер уверял, что борьба с соглашениями, подписания которых добивается Россия, не значит, что он настроен «антироссийски». Правда, отмечал и то, что лидером Абхазии не может быть человек, любящий Россию больше.

«Адгур Ардзинба был лидером того движения, которое свергло предыдущую власть, власть Бжания. И это была не просто борьба между двумя кланами. Новизной в этом всем было то, что оппозиция, которая свергла Бжанию, боролась против российского олигархата, российских олигархических денег», — отмечает Закареишвили.

Попытки Кремля навязать Сухуми свои условия происходят на фоне гробового молчания официального Тбилиси. «Грузинская мечта» никак не комментирует процессы в оккупированном регионе, например, тестовый рейс Москва-Сухуми. Ведь эксперты опасаются, что аэропорт в оккупированном регионе может обслуживать не только гражданские, но и военные самолеты.

По словам Пааты Закареишвили, ожидать изменение молчаливой политики «Грузинской мечты» не стоит:

«Помоему, для грузинских властей Абхазии уже не существует как таковой, у них на этом месте какое-то белое пятно, то есть они никак не реагируют на такие вещи. К сожалению, кто бы ни победил в Абхазии, это никак не отразится на грузино-абхазских отношениях. «Грузинской мечте» сейчас не до Абхазии».

Госизмена, шпионаж, оборот оружия: как в оккупированной Абхазии судят «за связи» с Грузией

Exit mobile version