71104758 403 Deutsche Welle сша

Сокращения госаппарата в США: для чего на самом деле?

Департамент эффективности правительства (DOGE) во главе с Илоном Маском урезает госрасходы в США, закрывая целые структуры и увольняя тысячи чиновников. Оппоненты президента Трампа, профсоюзы и НКО идут в суды.Менее чем за неделю сотрудники Департамента эффективности правительства (DOGE), созданного президентом США Дональдом Трампом, прошлись по коридорам американских госучреждений и организаций и стремительно приступили к перестройке и сокращению американского бюрократического аппарата. В ответ на это представители Демократической партии, профсоюзов или НКО обратились с серией исков в суды, чтобы обуздать, по их выражению, бесконтрольно действующее подразделение, которые превышает свои полномочия.

Во вторник, 4 февраля, ведущие депутаты от Демпартии в Палате представителей направили президенту Трампу письмо, в котором выразили глубокую озабоченность поведением сотрудников DOGE, требующих «входа на объекты федерального правительства, включая доступ к секретным помещениям и конфиденциальным данным и информационным системам». Авторы письма подчеркнули, что действия DOGE представляют «огромный риск для национальной безопасности, а также для частной жизни и гражданских свобод американцев».

И это противостояние, и последовавшее за ним сообщение DOGE о прекращении деятельности Агентства США по международному развитию (USAID) сводятся в конечном итоге к главному вопросу: а что новый департамент вообще может предпринимать в рамках закона?

Что такое DOGE?

Хотя DOGE имеет в своем названии слово «департамент», эта структура не является настоящим федеральным департаментом. На самом деле это, по сути, оперативная группа в составе администрации Трампа, сформированная для решения определенной задачи. Она была создана на фоне шквала указов, подписанных президентом сразу после вступления в должность 20 января.

Новая структура имеет несколько отличительных признаков, указывающих на привычки и стиль работы ее руководителя Илона Маска: аббревиатура «DOGE» дает отсылку к криптовалюте Dogecoin, которую предпочитает самый богатый человек планеты; о работе департамента сначала сообщается через соцсеть Маска X; подход DOGE к сокращению госрасходов поразительно похож на его излюбленное выражение — эффективность во что бы то ни стало. Трамп и Маск заявили, что задачи DOGE состоят в радикальном сокращении федеральных регулирующих норм и правил, а также уменьшении госрасходов и численности госперсонала.

По данным журнала Wired, в штат DOGE входит группа инженеров-компьютерщиков в возрасте около 20 лет, связанных с компаниями Маска. Критики бьют тревогу по поводу отсутствия прозрачности в том, как глава департамента подбирал себе команду и проводилась ли при этом должная проверка ее членов на благонадежность. Эти опасения распространяются и на самого Маска, чье право упразднять федеральные должности и предлагать госслужащим добровольно уволиться в замен на получение денежной компенсации вызывает сомнения.

Чем занимается DOGE?

DOGE пробивает себе дорогу, входя во все ключевые госорганы — от министерства финансов до министерства труда, Национального управления океанических и атмосферных исследований и USAID. Следующей остановкой, судя по всему, станут ведущие подразделения Минздрава, занимающиеся программами Medicare и Medicaid, а также, как сообщается, министерство энергетики, которое, среди прочего, отвечает за хранение ядерного оружия и ряд программ в сфере нацбезопасности.

DOGE отменил выделение более 1,2 млрд долларов на инициативы в области разнообразия, равенства и инклюзивности (DEI), а также приостановил консалтинговые контракты и правительственные программы за рубежом. Кроме того, в рамках новой схемы увольнений американским госслужащим были сделаны предложения о добровольном уходе со своих рабочих мест взамен на денежные выплаты. По имеющимся данным, такое предложение приняли не более 2% тех госслужащих, кого это коснулось.

Некоторые из данных мер являются продолжением президентских указов, в частности, направленных на ликвидации во всех властных структурах программ и подразделений по DEI. Самой крупной жертвой сокращения госрасходов, предпринятых Маском, стало USAID с бюджетом свыше 40 млрд долларов и более чем 10 тысячами сотрудников, включая тысячи работников в иностранных представительствах агентства. USAID, учрежденное президентом Джоном Кеннеди в 1961 году и отвечавшее за управление гражданской зарубежной помощью и содействие развитию, многими считалось важным инструментом Вашингтона в контексте использования его «мягкой силы».

Министерство образование также целиком рассматривается как подлежащее упразднению. Но хотя DOGE и другие подразделения администрации президента могут указать на возможности для экономии госсредств, возникают юридические препятствия, связанные с тем, смогут ли они реализовать такого рода меры. Кроме того, предполагается, что попытки президента в одностороннем порядке избавиться от USAID и министерства образования будут противоречить Конституции США.

«Обычно агентства, которые создаются на основании законодательных актов Конгресса, нуждаются в аналогичных же актах, чтобы полностью можно было их ликвидировать, — пояснил DW Роджер Нобер, директор Центра исследований регулирования имени Джорджа Вашингтона. — Трудно представить, что сейчас, учитывая нынешнюю политическую ситуацию, подобный законопроект преодолеет все препятствия, которые у него возникнут в Конгрессе».

Юридические препятствия для работы DOGE нарастают

«Изначально (DOGE. — Ред.) должен был быть консультативным органом, к которым есть особые требования в плане публичности их заседаний и прозрачности, — продолжает Нобер. — На самом высоком уровне президенту предоставляется большая свобода действий по получению советов от разных людей, особенно от госслужащих, поэтому я не думаю, что то, что они делают, запрещено».

По мнению Скотта Андерсона, научного сотрудника по вопросам управления из Брукингского института, это включает в себя и право президента по своему усмотрению предоставлять доступ к секретной информации. «Засекречивание — в основном продукт распоряжений исполнительной власти. Так что если президент хочет предоставить кому-то доступ к секретной информации, то он может это сделать, — констатировал Андерсон в интервью DW. — Правда, может возникнуть вопрос: действительно ли президент сделал это, или же Маск просто утверждает, что они могут делать все, что хотят, потому что президент дал им карт-бланш?»

Маск и сотрудники DOGE формально являются не госслужащими, а специальными правительственными работниками. В таком качестве они могут выполнять работу на государство в течение 130 дней в году, и на них распространяются правила этики и недопущения конфликта интересов. В течение указанного времени им запрещено заниматься политической деятельностью.

Лидер демократического меньшинства в Сенате Чак Шумер обвинил Илона Маска в управлении «теневым правительством» и заявил 4 февраля, что у DOGE «нет полномочий принимать решения о расходах, закрывать программы или игнорировать федеральные законы». Ряд наблюдателей подозревают, что встроенный в американскую политсистему механизм сдержек и противовесов вскоре вступит в игру, но и он предполагает проведение судебных разбирательств.

«Мы видим, что администрация Трампа принимает широкий спектр мер, которые противоречат и, как мне кажется, скорее всего, выходят за рамки общепринятых представлений о правовых ограничениях, — полагает Андерсон. — Я думаю, что многие из этих шагов незаконны и будут признаны незаконными, если их оспорят в суде».

Какие меры были приняты против DOGE?

В данный момент в американских судах уже рассматривается несколько подобных исков. Так, в ответ на предоставление министром финансов США Скоттом Бессентом доступа DOGE к данным ведомства, что позволило сотрудникам департамента изучить ряд конфиденциальных документов, касающихся федеральных платежей и личных данных по соцстрахованию, Американская федерация госслужащих, Международный союз работников сферы обслуживания и Американская ассоциация пенсионеров 3 февраля подали иск в федеральный суд в Вашингтоне.

6 февраля федеральный судья Коллин Коллар-Котелли ограничила доступ двух сотрудников DOGE только чтением соответствующих документов. Причем один из этих сотрудников уже покинул департамент, после того как появились доказательства его связи с расистскими высказываниями, которые были размещены на ныне удаленном аккаунте в X.

5 февраля Американская федерация труда и Конгресс промышленных организаций вместе с другими профсоюзами и Институтом экономической политики подали иск с требованием запретить DOGE получать доступ к информационным системам федерального министерства труда.

6 февраля Американская ассоциация дипломатической службы и Американская федерация госслужащих подали иск против «эффективного демонтажа» USAID, проводимого администрацией Трампа. Это произошло на фоне появившихся за несколько дней до этого сообщений о том, что примерно девять из десяти рабочих мест в USAID запланированы для сокращения. Федеральный судья Джордж О’Тул-младший также заблокировал план администрации Трампа по увольнению сотрудников всех правительственных органов в рамках программы добровольного ухода взамен на денежную компенсацию.

Трамп и DOGE, похоже, совершают ошибку

Трамп и Республиканская партия давно выступают за сокращение в США государственных учреждений и структур. Но наблюдатели предполагают, что действия DOGE могут быть направлены не только на сокращение ненужных подразделений, но и на реформирование бюрократии в сторону более дружественного Трампу аппарата управления.

«Правильно это или нет, но я думаю, что в этой администрации посчитали, что многие постоянные сотрудники госорганов выступают против инициатив, которые были реализованы в первый срок правления Дональда Трампа, — предположил Роджер Нобер. — И Трамп ясно дал понять, что хочет иметь лояльных бюрократов, работающих в рамках повестки дня его новой администрации». «Если ваша цель — заставить федеральных служащих чувствовать себя некомфортно и сомневаться в том, каков их статус в долгосрочной перспективе, то нынешняя администрация добилась своего», — добавил он.

Со своей стороны, Скотт Андерсон советует проявлять осторожность при реализации такой стратегии. Хотя в частном секторе она потенциально эффективна, в условиях, когда на кону функционирование государственных структур, ее реализация сопряжена с существенным риском, предупреждает эксперт Брукингского института. «В тот момент, когда эти (государственные. — Ред.) системы управления выходят из строя, вы часто не можете их быстро восстановить. Пока вы их восстановите, будут страдать миллионы людей. Так что это ошибка, которую администрация Трампа совершает исключительно по собственной иницитиве», — заключил Андерсон.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle