71554574 403 Deutsche Welle Трамп-Путин

Трамп сближается с Путиным и сдает Украину и Европу?

Немецкие эксперты анализируют резкую смену курса в Вашингтоне, уступки Москве перед переговорами об окончании войны в Украине и задачи европейцев, которых, по-видимому, ждет теперь стресс-тест.Соединенные Штаты резко сменили курс в отношении войны в Украине. Как расценить телефонный звонок Дональда Трампа Владимиру Путину, последующие высказывания президента США, а также заявления нового американского министра обороны Питера Хегсета? Это победа российского президента, поражение Украины и провал европейцев?

В чем именно Трамп пошел навстречу Путину?

Не все немецкие внешнеполитические эксперты столь категоричны, как профессор университета бундесвера в Мюнхене Карло Масала (Carlo Masala). По его мнению, развитие событий пошло по «апокалиптическому сценарию» и по сути дела означает, что «Путин выиграл эту войну», поскольку «добился того, что американцы вышли из этого конфликта». О высказываниях широко известного в Германии политолога DW подробно рассказала в статье «Немецкий эксперт: Переговоры Трампа с Путиным — провал ФРГ».

Оценка Клаудии Майор (Claudia Major) звучит несколько более сдержанно. Она является экспертом по вопросам безопасности берлинского Фонда науки и политики (SWP). Этот научный институт исследует внешнеполитические темы и консультирует как правительство и парламент Германии, так и Евросоюз.

«В конечном счете Трамп по основным вопросам пошел навстречу Путину еще до того, как начались сами переговоры. С российской точки зрения дело идет весьма неплохо: Трамп снял вопрос о членстве Украины в НАТО, он сказал, что с оккупированными территориями пока все останется, как есть, и что в вопросе границ не будет возврата к ситуации до 2014 года», — отметила Клаудия Майор в интервью радиостанции Deutschlandfunk (DLF).

Схожего мнения придерживается и аналитик Стогкольмского центра по изучению Восточной Европы Андреас Умланд (Andreas Umland). В интервью DW он констатировал, что высказывания президента и министра обороны США «во многом, увы, соответствуют тому, что заранее предлагала Россия, и удовлетворяют требования Путина, по крайней мере частично».

Эксперт по Восточной Европе, профессор истории Европейского университета Виадрина во Франкфурте-на-Одере Ян Клаас Берендс (Jan Claas Behrends) отметил в интервью DW, что успехом Путина можно считать уже один тот факт, что его вновь рассматривают в качестве переговорщика, ведь контактов с ним у предыдущего президента США Джо Байдена не было.

США для Украины и Европы больше не союзник?

«В значительной части западного мира Путин фактически стал персоной нон грата, его перестали воспринимать как партнера для диалога. Единственным исключением был телефонный разговор с Шольцем, который ни к чему не привел. Если же теперь Путин действительно встретится с Трампом в Саудовской Аравии, чтобы обсуждать Украину, то это, безусловно, станет чрезвычайным успехом для его политики», — считает Ян Клаас Берендс.

«Украине следует больше всего опасаться того, что она не сможет активно участвовать в этих переговорах, что ее поставят перед свершившимися фактами. Как, кстати, и европейцев», — предупредила в интервью DLF Клаудия Майор. По ее словам, уже во время звонка в Москву Дональд Трамп, по сути дела, разговаривал с Путиным «через головы украинцев, как будто Украина уже больше не суверенное государство».

«Такое впечатление, что США для Украины больше не союзник, а, скорее, что-то вроде посредника», — отметила эксперт SWP и подчеркнула, что «это — гигантское отличие от предшествующей ситуации».

«Проукраински настроенные государства в Европе не могут больше полагаться на США как на союзника. Это следует из того, что было сказано Трампом и Хегсетом», — пришел к выводу и Андреас Умланд. В то же время он считает, что пока рано утверждать, что Соединенные Штаты полностью «выпали» из западной поддержки Украины.

В интервью DW аналитик стокгольмского исследовательского института призвал пока не спешить с окончательными выводами, «поскольку мы до этого слышали скандальные высказывания Трампа относительно Канады, Панамы, Гренландии или сектора Газы, однако потом реальная политика новой администрации в Вашингтоне все же не пошла настолько далеко, как можно было бы опасаться из-за скандальных высказываний Трампа».

По мнению Андреаса Умланда, окончательные выводы о том, насколько сильно изменилась политика США, можно будет делать лишь после того, как в Вашингтоне начнут приниматься конкретные стратегические решения и соответствующие законы. Однако эксперт полагает, что во внешней политике Киеву, видимо, придется сфокусировать сейчас внимание «на Европе и других неевропейских союзниках Украины — таких, как Австралия, Япония или Южная Корея».

В любом случае Европе предстоит теперь своего рода стресс-тест, полагает Андреас Умланд. «Насколько Европа готова брать на себя эту новую ответственность, мы пока не знаем», — подчеркнул он.

Смогут ли европейцы обеспечить соблюдение перемирия?

На то, насколько серьезные вызовы стоят сейчас перед Европой, указала в интервью DLF Клаудия Майор: «Сняв вопрос о перспективе приема Украины в НАТО, Трамп и его министр обороны фактически отменили решения трех последних саммитов НАТО». Эксперт задалась вопросом: «Если США с такой легкостью отказываются от решений, с которыми все союзники после трудных переговоров в конце концов согласились, то что это означает для всех других американских заверений, данных Европе, Украине, да и вообще союзникам во всем мире?»

А если США, как и планирует Трамп, возложат на европейцев обеспечение перемирия в Украине, о котором он собирается договариваться с Путиным, то европейцы должны подумать о том, как они обеспечат такое перемирие, предупредила Клаудия Майор. Ведь одно лишь прекращение огня, подчеркнула она, еще не будет означать достижение прочного мира.

«До тех пор, пока Россия ставит под вопрос существование самостоятельной Украины, и пока Россия имеет военные средства для реализации своих намерений, любое перемирие останется хрупким. И есть опасность, что оно станет лишь передышкой для российских вооруженных сил, как в период после минских соглашений в 2014 году и до повторного нападения в 2022 году», — подчеркнула эксперт SWP.

Она пояснила, что реально означало бы обеспечение российско-украинского перемирия: «Для европейцев это означало бы страховать примерно 900 километров вдоль линии соприкосновения, 2000 километров границы России и Украины и приблизительно 1000 километров границы между Украиной и Беларусью. Это очень большая военная задача. И если европейцы с ней не справятся, фактически возрастет опасность новой войны в Европе».

Различное отношение европейцев к войне в Украине

При этом проблема в том, что «европейцев» как таковых не существует, предупредил в интервью DW профессор Ян Клаас Берендс, они разделяются в своем отношении к войне в Украине как минимум на три группы. Во-первых, «это балтийские страны, скандинавские государства, Польша, возможно Чехия — они с самого начала открыто поддерживали Украину и строили свою стратегию на том, чтобы помочь ей победить Путина».

«Затем, — продолжил историк, — есть страны, которые предпочли спрятаться за США и не хотели оказывать Украине серьезную поддержку. К ним я отнес бы Германию, а также, возможно, Францию и Италию. Ну и, если быть честным, есть такие страны, как Испания или Португалия, которым, похоже, этот конфликт вообще безразличен. И пока не удастся выработать единую позицию, говорить о «европейцах» бессмысленно».

Так что первым делом необходимо преодолеть этот европейский разлад. «Может быть, настало время, чтобы остальная Европа присоединилась к позиции Польши, стран Балтии и Скандинавии — единственных, кто с самого начала имел четкую стратегию в этом конфликте. В отличие от Германии, которая на протяжении трех лет просто пряталась за спиной Байдена, а теперь, когда Байдена больше нет, выглядит совершенно растерянной», — считает Ян Клаас Берендс. По его мнению, новой стратегии у европейских стран пока нет.

В то же время историк не исключает серьезной корректировки взятого сейчас в Вашингтоне курса. «Важно помнить, что Трамп не хочет выглядеть слабым. И если он увидит, что предстоящие переговоры воспринимаются как победа Путина, американская позиция вполне может измениться. Единственное, что мы знаем наверняка: Трамп непредсказуем». По мнению профессора, «нас ждут напряженные недели, и они будут особенно трудными для Украины, которой предстоит бороться за свое влияние на эти переговоры».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle