Белорусско-американские отношения, которые стали развиваться после долгой паузы, дают надежду Лукашенко. Появится ли она и у политзаключенных? Мнение главреда Plan B. Ольги Лойко.Шок и трепет пошел по миру от активностей Дональда Трампа и его команды. Внезапные выпады в адрес (кажется) союзников, душеспасительные беседы с (вроде бы) еще вчера врагами. С белорусско-американскими отношениями события также стали развиваться стремительно. После полного игнора официального Минска годами — визиты, разговоры, освобожденные политзаключенные. Как? Почему? Что заставило? Демсилы опять проигрывают? И рядом с разочарованием — отчаянная надежда на то, что из тюрем все-таки выйдут наши люди, пишет в специальной колонке для DW Ольга Лойко, главред Plan B. и экс-политзаключенная.
Свобода заключенных — победа Лукашенко?
В среду, 12 февраля, сотрудники Госдепа привезли из Беларуси в Вильнюс трех заключенных белорусских тюрем. Неназванного гражданина США, по словам представителей американской стороны, несправедливо осужденного, и двух политзаключенных — журналиста «Радыё Свабода» Андрея Кузнечика и многодетную мать, пинчанку Алену Мовшук. Оба белоруса отбывали шестилетний срок. Оба отсидели больше половины. Обоих дома ждали дети.
«Прекрасные новости. Сегодня мы встречаем на свободе трех заложников режима, — написала Светлана Тихановская. — Мне сообщили, что все трое уже в безопасности, в Вильнюсе. Им помогают представители американского посольства, а Алену Мовшук представители Офиса и Кабинета уже везут в безопасное место, где она получит всю необходимую поддержку. Я очень благодарна Президенту Трампу, госсекретарю Рубио и Госдепартаменту США за совместные усилия, которые сделали это возможным».
Госсекретарь США Марко Рубио также выступил с заявлением. Он приветствовал освобождение белорусскими властями гражданина США и двух политзаключенных, отметив, что к этому привело «сильное лидерство президента Трампа».
Рубио благодарил свою команду, Офис специального посланника президента по делам заложников и Бюро по делам Европы и Евразии за «всю тяжелую работу, которая была проделана для обеспечения этих освобождений». И призвал освободить других граждан США, находящихся в Беларуси и других странах, а также почти 1300 политических заключенных, которые остаются в тюрьмах по всей Беларуси.
То, что такие просьбы из Вашингтона поступают, подтвердила и пресс-секретарь Лукашенко Наталья Эйсмонт. Последние события, не те, что связаны с политзаключенными, а другие — звонок Дональда Трампа Путину — дают Лукашенко надежду. Нет, не на рост легитимности. За этим ему не к Трампу, а к собственному народу. А народ запуган, потому молчит, но любовью и легитимностью тут не пахнет. Но надежда в очередной раз пройти между струйками, вернуть в Минск посла США, а то и посидеть за столом переговоров — она вновь забрезжила. Просьбы от Вашингтона — это серьезно, и режиму приятно. Это вам не ультиматумы, это — серьезный разговор опытных политиков.
Политика против активизма
Мир негодует и по фразам разбирает звонок Трампа Путину. В нем агрессор и враг — чуть ли не соратник, с которым «мы месте остановим войну». Европа в шоке — тут не только гарантии безопасности Украине рассыпаются на глазах, тут и Евросоюзу надо спешно гарантировать безопасность себе без расчета на американский «зонтик».
Горевать, негодовать и сетовать о несправедливости — дело неблагодарное. «Железный канцлер» Отто фон Бисмарк, говорил, что политика — это искусство возможного. Сегодня очевидно, что спасти хотя бы часть политзаключенных через американский трек — возможно. А вот свергнуть режим Лукашенко — не факт. По крайней мере, США о готовности помогать такому не заявляли. Да и Евросоюз никогда не обещал того же торгового эмбарго в отношении соагрессора. Режимы не вечны, но рушатся они преимущественно изнутри.
Но это вопрос будущего. С большой вероятностью — уже среднесрочной перспективы. Сейчас вопрос другой, и срочный. Можем ли мы разделить политику и активизм и в интересах всех граждан Беларуси сделать все возможное для освобождения тех, кто годами сидит в белорусских тюрьмах за высказанное мнение, за мирные протесты, за несогласие с насилием и фальсификациями на выборах.
Сделать, не тратя ресурсов на выяснение отношений внутри, не споря о деталях, не зацикливаясь на ошибках и просчетах. Мы оказались там, где оказались, потому что мы такие, какие есть: разные. Потому что кто-то упрямо снимал обувь перед тем, как во время массовых протестов запрыгнуть на скамейку. А кто-то рискнул карьерой, свободой и жизнью, чтобы сделать Беларусь другой. Кто-то не сдается и не идет на компромиссы, несмотря на пытки в белорусской тюрьме. А кто-то умеет договариваться, уступать и жать руки.
У нас нет других белорусов. Да, победы сейчас не получается. Но есть возможность сохранить ресурсы, освободив тех, кто рисковал многим и потерял многое. И порадоваться за тех, кто дождался и кого дождались.
Автор: Ольга Лойко, главред Plan B., экс-политзаключенная, экс-главный редактор политико-экономического блока новостей уничтоженного властями Беларуси портала Tut.by.
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением редакции и Deutsche Welle в целом.