65374935 403 Deutsche Welle ChatGPT, DeepSeek

Есть ли у Германии свои ChatGPT и DeepSeek?

США и Китай вкладывают огромные деньги в развитие искусственного интеллекта. Ученые называют и Германию в числе лидеров в области ИИ. Но почему в сфере разработки ИИ почти нет успешных немецких имен?Европейский Союз намерен не отставать в развитии искусственного интеллекта (ИИ) и уже объявил о масштабной инвестиционной программе в этой сфере. США вскоре после возвращения Дональда Трампа на пост президента анонсировали проекты в области ИИ на миллиарды долларов, а Китай попал на первые полосы мировых СМИ, представив простой, но эффективный чат-бот DeepSeek-R1.

Благодаря искусственному интеллекту новые бизнес-модели появляются все более быстрыми темпами, говорит профессор в области ИИ Мюнхенского университета имени Людвига-Максимилиана Бьёрн Оммер (Björn Ommer). «Если мы упустим их, это нам дорого обойдется. Поэтому нам нужно поднажать», — поясняет собеседник DW.

Оммер является одним из пионеров в сфере искусственного интеллекта в Германии. Под его руководством была заложена основа Black Forest Labs — одного из самых известных немецких стартапов в области ИИ. Теперь компания, разработавшая генератор картинок, пользуется поддержкой инвесторов из США, а ее разработки интегрированы в инструмент сети микроблогов X для создания изображений.

Возможности Германии лежат не в фундаментальных моделях

И все же Black Forest Labs является исключением из правил. Ведущими игроками в разработке так называемых фундаментальных моделей выступают Соединенные Штаты и Китай. К фундаментальным моделям относятся все модели генеративного искусственного интеллекта, в том числе языковые модели, способные синтезировать текст, и модели, которые создают видео и изображения.

В этом секторе доминируют американские компании с такими приложениями, как ChatGPT, Gemini, Perplexity, Midjourney или DALL-E. В конце января своего чат-бота представила и китайская фирма DeepSeek — по сообщениям СМИ, эта ИИ-модель для обработки текста продемонстрировала высокую эффективность.

Немецкая компания Aleph Alpha из Гейдельберга тоже пыталась вывести аналогичное приложение на рынок. Однако результаты оказались неубедительными, поэтому компания сменила направление и разрабатывает индивидуальные ИИ-приложения по заказам организаций, компаний и органов власти.

В Германии можно заработать много денег в области искусственного интеллекта, если не ограничиваться фундаментальными моделями, считает Бьёрн Оммер. По его мнению, возможности для немецких компаний кроются в разработке ИИ-приложений для медицинской сферы, для взаимодействия с клиентами и для специализированных отраслей промышленности.

«В научных исследованиях мы — в первом ряду»

Такой же точки зрения придерживается Катарина Морик (Katharina Morik). Исследовательница, ныне вышедшая на пенсию, стала одним из основателей Института машинного обучения и искусственного интеллекта имени Ламарр в Дортмунде. Она видит в фундаментальных языковых моделях своего рода «шлюз» к искусственному интеллекту.

Когда-то в обществе широко распространились смартфоны — и произошло это быстро. Теперь таким же образом языковые модели облегчают многим людям доступ к технологиям ИИ. «Мы используем языковые модели в качестве интерфейса, а за ними стоит, к примеру, робот, система бронирования или система рекомендаций», — поясняет Морик.

Возможности Германии с ее ориентированной на экспорт экономикой могут лежать в разработке таких конкретных приложений. «Что касается научных исследований, мы находимся в первом ряду. У нас — фантастические люди», — подчеркивает собеседница DW. Однако проблема заключается в том, что многие после окончания учебы отправляются в США. «У нас есть таланты, а затем они уезжают, потому что здесь им предлагают лишь временные контракты», — говорит Морик.

Исследовательница сама участвовала в создании одной из фирм в области ИИ. RapidMiner, инструмент анализа данных на основе искусственного интеллекта, появился на свет в Техническом университете Дортмунда. Позднее приложение получило возможности для развития в Соединенных Штатах и в итоге было продано американской компании. В самой ФРГ не нашлось желающих платить за услуги RapidMiner. «Я не раз замечала, что немецкие фирмы хотят получать их бесплатно», — сетует исследовательница.

Потенциал ИИ для производственных процессов огромен

Чтобы превратить Германию в страну искусственного интеллекта, необходимы «культурные изменения». «Я не знаю, почему здесь так мало тяги к экспериментам», — говорит Морик.

Одной из областей, в которых ФРГ уже занимает лидирующие позиции, являются интеллектуальные распределенные и встраиваемые системы. Это означает, что небольшие датчики отслеживают процессы и способны вмешиваться и изменять их, например, при изготовлении какого-либо продукта. Подобные технологии не становятся сенсациями, но несут «огромные преимущества» промышленности, подчеркивает собеседница DW.

Искусственный интеллект обладает невероятным потенциалом для промышленности. Так, в рамках сотрудничества с производителем насосов Wilo из Дортмунда специалисты насчитали 82 возможных варианта применения ИИ на «умном» заводе этой компании. «Возможности ИИ огромны. Если мы не будем развивать их, то превратимся в промышленный музей», — предупреждает соосновательница Института имени Ламарр.

ИИ и битва за данные

Катарина Морик критически относится к заявлению американской компании OpenAI об открытии филиала в Мюнхене. «Я хотела бы, чтобы наши лучшие люди работали в Германии. Я хотела бы, чтобы выгоду извлекали наши компании и наша промышленность», — подчеркивает она.

Поэтому в Европе необходимо продолжать работу над фундаментальными моделями и самим добывать ценные сведения из собственных данных. Кроме того, в Европе выше доверие к технологиям ИИ. В качестве успешных примеров, опыт которых стоит расширять, собеседница DW приводит языковую модель Teuken-7B, разработанную Институтом интеллектуального анализа и информационных систем Общества имени Фраунгофера (Fraunhofer-Institut für Intelligente Analyse- und Informationssysteme, IAIS), и приложение французской компании Mistral AI.

Бьёрн Оммер тоже указывает на важность инициатив на национальном и европейском уровнях. Германии не нужен «совершенный искусственный интеллект, который впоследствии превзойдет всех», однако хорошо быть подготовленными в области фундаментальных моделей. «Мы не знаем, как поведут себя крупные технологические концерны. Если доступ к технологии вдруг будет ограничен, то (технологический. — Ред.) суверенитет определенно будет необходим», — поясняет профессор Мюнхенского университета имени Людвига-Максимилиана.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle