71734578 403 Deutsche Welle война в Украине

Нужна решимость и четкая позиция: какова роль Европы в завершении войны в Украине

У Европы есть потенциал для участия в переговорах об окончании войны в Украине и предоставления Киеву гарантий безопасности. Однако действиям европейцев пока не хватает решимости и политической воли, считают эксперты.Президент США Дональд Трамп пытается доказать, что он решительно настроен как можно быстрее завершить войну России против Украины. При этом он недвусмысленно заявляет, что дальнейшая ответственность за военную и финансовую поддержку Киева должна лечь на плечи Европы, которая должна взять на себя гарантии безопасности для Украины. По словам Трампа, то, чем завершится эта война, важнее для Европы, а не для США, ведь «нас разделяет большой, прекрасный океан».

За время войны ЕС стал одним из самых значительных доноров военной, финансовой и гуманитарной помощи для Украины. Общая сумма всех видов помощи, предоставленная Киеву европейскими институтами и государствами — членами ЕС за три года широкомасштабного российского вторжения, составляет 134 миллиарда евро.

Хотя объемы помощи Украине действительно значительны, однако, по признанию чиновников в Брюсселе, ЕС может сделать больше. Особенно теперь, когда действия новой администрации США заставляют Европу определиться с ролью в завершении войны в Украине и формировании будущего формата безопасности на континенте. Готовы ли европейские лидеры взять на себя такую ответственность, выясняла DW.

«Трампу не удастся завершить войну, поэтому Европе нужно действовать быстро»

Решительность, с которой Дональд Трамп взялся за переговоры о завершении войны в Украине, а также его попытки наладить контакты с руководством России и резкие заявления в адрес Киева, обеспокоили Европу. Однако пока четкой позиции в ответ на действия Вашингтона Брюссель не выработал. Как рассказал DW высокопоставленный европейский дипломат, в настоящее время в ЕС не обсуждают кандидатуру своего представителя на переговорах по войне. Также, по его словам, страны ЕС не обращались к Еврокомиссии с просьбой выработать общий ответ по поводу гарантий безопасности, которые Европа могла бы предоставить Украине.

Брюссель должен быстрее определяться, какое место он хочет занять за столом переговоров, поскольку попытки Трампа завершить войну в Украине «неизбежно потерпят поражение», предупреждает старший научный сотрудник Центра Европы и Евразии вашингтонского Института Хадсона Дэниэл Кочис. «Это случится из-за того, что либо Украина не примет договоренностей между США и Россией, под которыми не подпишется и Европа, либо потому, что, по моему убеждению, россияне на самом деле не стремятся к мирному соглашению», — объясняет аналитик. Он добавляет, что «драйв к переговорам» по поводу войны в Украине — это позиция меньшинства в Вашингтоне, даже в кругах республиканцев. Поэтому он «не продлится долго» и «может очень быстро измениться», отмечает эксперт.

После такого развития событий США могут увеличить поддержку Украины, если будут возлагать вину за провал переговоров на Москву, или решат начать «мягкую нормализацию» отношений с РФ, если мирное соглашение заблокируют украинцы, предполагает Кочис. «Поэтому Европе нужно как можно скорее выработать очень четкое понимание того, что делать, когда эти переговоры провалятся и США решат возобновить отношения с Россией или отойти от войны в сторону. Европа должна быть способна поддерживать украинцев оружием и финансами», — подчеркнул аналитик.

Дипломатическое давление, ужесточение санкций и военная помощь

Для того чтобы Европа действительно могла играть решающую роль в прекращении войны России против Украины, на европейском континенте должны произойти «изменение политики и фундаментальное принятие новой международной динамики с акцентом на трансатлантические отношения», сказал в комментарии DW научный сотрудник по обороне словацкого аналитического центра GLOBSEC Роджер Хилтон. Хотя ранние этапы переговоров по завершению войны в Украине начались без ЕС, Брюссель сейчас должен заявить «с большей убедительностью», что готов к участию в них.

По мнению Хилтона, самым эффективным дипломатическим источником давления Брюсселя на Москву являются российские активы, замороженные в ЕС, сумма которых оценивается в 210 миллиардов евро. «Здесь Европа могла бы подготовить разные политические варианты. Например, предложить РФ поэтапный доступ к этим активам в обмен на подтвержденный вывод российских войск из оккупированных украинских территорий. Или, наоборот, ЕС мог бы конфисковать эти активы и использовать их для нужд Украины, что нанесет серьезный экономический удар по России», — говорит эксперт. Он также отмечает, что ЕС не должен сбавлять темпа во введении санкций в отношении России. Поэтому следующий, 17-й санкционный пакет ЕС должен быть разработан таким образом, «чтобы нанести РФ еще больший экономический ущерб», добавляет Хилтон.

В военном плане ЕС должен по возможности влиять на ситуацию на поле боя: усилить военные возможности Украины, укрепить ее обороноспособность, чтобы увеличивать потери России в живой силе и оборудовании. «Устойчивость и целесообразность нынешней тактики России на фронте вызывает все больше сомнений, поэтому Европа должна стремиться обострить эту проблему», — считает Роджер Хилтон.

У Европы было время, чтобы подготовиться к приходу Трампа

Однако наблюдатели также считают, что между тем, что может, и тем, что хочет сделать Европа, есть существенная разница. Резонансные заявления Трампа по поводу завершения войны действительно подпитали европейские дискуссии об Украине, России и трансатлантических отношений, добавив к ним «элемент обиды на администрацию США», но эти разговоры не принесут реальных результатов, прогнозирует координатор программы Восточной Европы Польского института международных отношений Даниэль Шелиговский.

«То, что сейчас происходит в Вашингтоне, не должно было стать для Европы большой неожиданностью, ведь по меньшей мере с ноября прошлого года (после президентских выборов в США. — Ред.) у нас было время, чтобы подготовиться к приходу администрации Трампа, — отмечает Шелиговский. — Но мы мало что сделали. Мы оставили вакуум по поводу концепции победы Украины, мы не думали о том, какими должны быть переговоры между Украиной и Россией, мы не обеспечили себе место за этим столом переговоров. Хотя могли бы это сделать, если бы оказывали больше финансовой и военной помощи Украине и были более решительны во введении санкций против РФ».

Европе не хватает единства и политической воли

В настоящее время у Европы есть потенциал для того, чтобы «выйти на сцену» в случае, если США все-таки решат прекратить или ограничить ее вовлечение в переговоры по прекращению войны. «Думаю, мы будем способны поддерживать Украину в военном плане в течение следующих лет», — считает Даниэль Шелиговский. Также он не видит «значительных проблем» с предоставлением Украине в будущем финансовой и гуманитарной помощи ЕС. У Брюсселя, по его словам, также имеется «большой потенциал для усиления санкций, особенно в сфере энергетики»: географические пути транспортировки российских энергоносителей проходят главным образом через Европу, поэтому в руках ЕС есть дополнительные санкционные рычаги.

Однако для того, чтобы реализовать весь этот потенциал, необходим консенсус всех 27 стран — членов ЕС, отмечает Шелиговский. «А я пока не вижу для этого критической массы политической воли в Европе, учитывая позицию Венгрии и нескольких других стран», — констатирует аналитик. Однако он отмечает, что в Евросоюзе сформировалась коалиция стран, «которые хотят и могут действовать в интересах Украины», и именно они будут играть заметную роль в вопросе завершения войны и поддержки Киева.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle