70807598 403 Deutsche Welle Илья Яшин

Илья Яшин: «Сейчас важно звучать голосу антивоенных россиян»

1 марта в Берлине пройдет марш демократической российской оппозиции. Один из его организаторов Илья Яшин рассказал DW о целях этой акции, а также поделился соображениями о перспективах заключения мира в Украине.Российский оппозиционер Илья Яшин — один из организаторов намеченного на 1 марта в Берлине антивоенного марша. По его мнению, такая акция особенно важна в эти дни, на фоне заявлений США о попытках добиться прекращения войны в Украине. Своими соображениями Яшин поделился в интервью DW.

DW: Какие у вас ожидания от намеченной на 1 марта акции?

Илья Яшин: Мы надеемся, что будет много людей, потому что, кажется, сейчас — особенно сейчас — эта акция становится особенно важной и знаковой. На фоне очень странно начавшихся переговоров между Путиным и Трампом, между американской администрацией и Кремлем, на фоне очень странных заявлений, которые как будто бы приравнивают жертву и агрессию и даже перекладывают ответственность за начало войны на страну, которая подверглась агрессии.

Мы хотим показать лицо мирной, демократической России

Именно сейчас очень важно, чтобы звучал голос антивоенных россиян, чтобы Россия ассоциировалась не только с Путиным, не только с наемниками, не только с оккупантами, грабителями и убийцами, но и с нормальными людьми.

Мы хотим показать лицо нормальной, цивилизованной, мирной, демократической России. Хотим, чтобы наш голос был услышан и в России, и на Западе, хотим, чтобы российские антивоенные граждане получили свою субъектность. В этом смысл этого марша.

И мне кажется, это очень важно и для тех наших сограждан, которые остаются в России, потому что в России люди не могут говорить открыто то, что они думают. За это сажают — людей сажают за лайки, за репосты, за сообщения в каких-то родительских чатах, по доносам и так далее. И нам очень хочется стать голосом тех наших соотечественников, которые остаются в России и не могут говорить. Мы хотим говорить от их имени, мы хотим говорить для них, мы хотим говорить за них, и мы знаем, что в этом есть большая потребность у наших соотечественников.

— Насколько эти акции за границей вообще видны в России, на что они могут повлиять?

— Я знаю, что эти акции видны, потому что после прошлого марша в Берлине я получил огромное количество сообщений от людей, которые живут в России, которые говорили: «Спасибо за то, что вы говорите то, что мы думаем, потому что мы здесь не можем».

Юлия Навальная 16 февраля на вечере памяти Бориса Немцова говорила то же самое, она тоже получила очень много таких сообщений… И мне кажется, что это правильно. Конечно, хотелось бы выйти с таким протестом в Москве, в Петербурге, в Екатеринбурге, в других российских городах. Но это невозможно. Людей сажают за гораздо меньшее. Поэтому, если не можем выходить там, ну выйдем здесь. Это не значит, что нужно сидеть, опустив руки, погружаться в апатию. Надо выражать свою точку зрения там, где это возможно. Поэтому всех, кто хочет, чтобы Россия была мирной, свободной, справедливой страной, я призываю 1 марта в Берлине выйти на Потсдамер плац, сбор с 13.00.

«Умиротворение агрессора приводит к росту его аппетитов»

— Что может поменяться во внутренней политике России, если действительно настанет перемирие?

— Если Путину отдадут Украину, если Путину позволят решить свои задачи в Украине и взять Украину под военный и политический контроль, это, во-первых, нанесет большой удар по всей системе европейской безопасности, просто поставит Европу под угрозу большой, глобальной войны. Потому что умиротворение агрессора всегда приводит к тому, что его аппетиты растут. И мы видели, к сожалению, такие примеры в истории не раз. Но это очень плохо и печально для нашей страны, в том числе потому, что усиление путинского режима, захват Украины приведет к ужесточению политического режима в России, к расширению политических репрессий. Поэтому ни в коем случае нельзя отдать Путину Украину, ее нужно защитить от Путина. Это общий интерес и россиян, и Европы, конечно.

— Но это окно возможностей для российской оппозиции?

— Ну, откровенно говоря, пока этого окна не видится. Но я абсолютно убежден, что в конце концов такое окно откроется и у нас появятся возможности для того, чтобы вернуться в Россию, чтобы на что-то влиять, чтобы менять Россию своими руками. Но для того, чтобы воспользоваться этой возможностью, которую история обязательно нам предоставит, очень важно сохранить антивоенное, демократическое сопротивление. Очень важно не развалиться, не разругаться, не рассыпаться, очень важно сохранять какую-то внутреннюю мобильность, быть готовыми к тому, чтобы эту возможность реализовать, когда она откроется. И марш в том числе решает эту задачу, потому что, ну да, не можем выходить в России, но тем не менее важно сохранять навыки политической борьбы.

Справедливым будет мир, если армия РФ уйдет из Украины

— Насколько справедлив такой мир, если отдадут часть украинских земель Путину, снимут с него санкции?

— Это справедливо, если российские солдаты и офицеры покинут территорию Украины. Вот это будет справедливость. Потому что российская армия находится в Украине незаконно. Российская армия, российские солдаты и офицеры должны защищать свою страну и свой дом, а не быть оккупантами на чужой земле. Будет справедливо, если Украина получит гарантии безопасности, которые обеспечат устойчивый мир. Которые гарантируют, что Путин больше не нападет, не получит передышку для новой эскалации. Вот такой мир будет справедливым.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle