58711799 403 Deutsche Welle Владимир Путин

Комментарий: Как Мединский помогает Путину строить «его» Россию

Мединский занял кресло, в котором раньше сидели Фадеев, Федин и граф Алексей Толстой. Почти полтораста российских писателей-«патриотов» единогласно проголосовали за его избрание председателем Союза писателей России.Разумеется, не всякий человек, чье имя стоит на обложке книги, – писатель. Как не всякий, имеющий диссертацию, – ученый, и не всякий чиновник, получивший чин «действительного государственного советника Российской Федерации 1-го класса», – государственный деятель.

В отношении Владимира Мединского первое и второе утверждения верны. Его многочисленные пособия по борьбе с «врагами России» – не художественная литература, и не документальная, а посредственная политическая публицистика. Его книжки (созданные, не сомневаюсь, при активном участии группы помощников) проигрывают даже в сравнении с многотомным творчеством самого серого и сервильного председателя правления Союза писателей СССР Георгия Маркова. Есть и сходство: опусы Мединского и Маркова были изданы гигантскими тиражами благодаря служебному положению авторов.

Почему Мединскому не нужна «Роснефть»

Диссертации Мединского разобраны по косточкам сообществом «Диссернет» и отдельными учеными. Даже если оставить в стороне тему «неавторизованных заимствований» у других работ, эти диссертации – та же пропаганда, только наукообразная.

А вот третье утверждение – про государственного деятеля – к Мединскому не относится. И его моральные качества тут ни при чем. Государственный деятель отличается от обычного политика тем, что влияет на основы государственной политики, образ государства, суть его отношений с гражданами и окружающим миром. В этом смысле Мединский, несомненно, ведущая фигура современной России. Его роль во вселенной российской диктатуры в каком-то смысле намного важнее функций чиновников-лакеев типа Сергея Лаврова или даже шефа ФСБ Бортникова.

Мединский – соулмейт, родная душа Владимира Путина. Его назначение на пост официального российского «литератора номер один» – не про распил бюджетных денег, точнее, не только про него. Союз писателей все же не «Роснефть», да и Владимир Ростиславович не бедный человек. Назначение лишь отчасти служит «укреплению пропагандистского фронта» и контролю за распределением материальных благ лояльным «инженерам человеческих душ», как это было в СССР. В конце концов влияние книг условного Захара Прилепина на российское общественное мнение в сто раз слабее воздействия Соловьева, Скабеевой или Марии Захаровой. Пост председателя Союза писателей – награда Мединскому за его верность Путину, официальное назначение «творцом», имеющим власть над другими «творцами».

Историки-дилетанты Путин и Мединский

Путина и Мединского роднит то, что оба они – историки-дилетанты, считающие себя людьми провидения. Сын кочевого гарнизонного офицера, пиарщик средней руки, вовремя ставший функционером «Единой России», Мединский привлек внимание Путина еще в начале президентства. Он не только делал деньги, как остальные слуги режима, но и проявлял, подобно Путину, страстный интерес к истории.

Мединский, видимо, уловил то, что тогда заметили немногие: офицер КГБ Путин видит себя не просто главой государства, и даже не просто пожизненным президентом, но человеком, спасающим Россию от упадка и унижения, могучим самодержавным правителем из книг философа Ивана Ильина. Назначение Мединского министром культуры в 2012 году, в начале окончательно ставшего тогда бессрочным путинского президентства – своего рода веха в развитии диктатуры.

Путин и Мединский, в отличие от многих других фигур режима, понимают: политика – это производная от культуры в широком смысле слова. Она произрастает из затверженных в школе и университете понятий, усвоенных из фильмов и книг образов, впечатлений от памятников и массовых праздников. Для удержания власти и возвеличивания Путина необходимо создать безальтернативную историю, а значит, и картину современного мира. В ней Россия – вечная жертва Запада, народ освобожден от ответственности за свою судьбу и повседневную жизнь, и от него требуется лишь послушание, глава государства, подобно Людовику Четырнадцатому, и есть само государство. Величие выражается не только завоеванными территориями и числом вассалов, но и постоянным состоянием войны с внешним миром. Потому что если со страной не борются, то она – не великая держава.

Эта преданность философии слегка модернизированного абсолютного монархизма роднит Путина и Мединского. Именно поэтому экс-министр культуры, а ныне просто «советник» Путина, был главным в кремлевской команде переговорщиков с Украиной после начала широкомасштабного вторжения в 2022 году. Он лучше многих понимает, что именно нужно Путину в Украине и от Украины.

Хоть он и выпускник МГИМО, Мединский, скорее всего, не будет участвовать в переговорах с представителями Дональда Трампа: ядерный паритет, рынок нефти, фехтование с НАТО – не его специализация. Но когда пушки на линии фронта смолкнут, Путин продолжит войну другими методами. Уверен, именно Мединский станет одной из ключевых фигур в попытках создания и продвижения пророссийских идей, фигур, партий в Украине.

Путин – не Брежнев

За исключением стран Центральной Европы и Балтии, коллективный Запад не понимает сути путинской диктатуры – и поэтому постоянно допускает ошибки в отношениях с ней. Путинская Россия – не новое издание брежневско-андроповского СССР. Брежнев был тщеславен, но он не хотел быть новым императором всероссийским. Даже «его» книжная трилогия – «Малая земля», «Возрождение» и «Целина» – просто записанные и обработанные журналистом «Известий» Анатолием Аграновским бесхитростные воспоминания интеллектуально посредственного партийного чиновника.

Путин видит себя творцом истории, новым Петром Первым. Такие люди не снисходят не то что до написания – до диктовки мемуаров. Они считают, что их жизнь каждый день запечатлевается в покоренных городах, заново расчерченных картах захваченных земель, навязанных полуколониям, вроде Абхазии, военных базах, но самое главное – в вечном страхе в глазах соседей. Новый главный писатель России это понимает лучше других. И поэтому пока Путин у власти, список должностей Мединского продолжит расти.

Автор: Константин Эггерт — российский журналист, автор еженедельной колонки на DW и интервью-проекта DW «вТРЕНДde». Константин Эггерт — в Facebook, в Telegram.

Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle