71764850 403 Deutsche Welle Милорад Додик

Лидер боснийских сербов Додик не отправится в тюрьму?

Президент Республики Сербской Милорад Додик был приговорен к одному году тюрьмы и больше не имеет право занимать государственные посты. Но пока приговор не считается вступившим в силу.Федеральная судебная палата — верховный суд Боснии и Герцеговины (БиГ) — вынесла приговор лидеру боснийских сербов Милораду Додику, президенту Республики Сербской (РС) в составе БиГ. Додика приговорили к одному году тюрьмы и запретили ему занимать этот пост в течение шести лет. Суд также постановил, что поскольку Милорад Додик был осужден, то даже после того, как он отбудет наказание, ему запрещено будет занимать любые должности, которые финансируются из государственных средств.

Судьи в столице Боснии и Герцеговины Сараево признали Додика виновным в том, что он проигнорировал решения высокого представителя международного сообщества Кристиана Шмидта (Christian Schmidt), выполняющего в стране с населением в 3,2 млн жителей функции внешнего управляющего после окончания войны, которая длилась с 1992 по 1995 годы. Додик подписал в июне 2023 года закон, согласно которому приговоры боснийского конституционного суда и решения высокого представителя не будут применяться в Республике Сербской в составе Боснии и Герцеговины.

Занимающий пост высокого представителя, бывший глава министерства сельского хозяйства ФРГ Кристиан Шмидт, отменил закон, принятый Додиком. К тому же Шмидт внес изменения в Уголовный кодекс Боснии и Герцеговины, предусматривающие, что действия, которые направлены против конституционного порядка, рассматриваются как уголовное преступление — что и привело к судебному процессу в отношении Додика.

Ожидается, что Додик будет обжаловать приговор. Процесс апелляции может длиться почти год. И только после этого будет вынесено окончательное решение — до этого приговор не считается вступившим в силу. Это означает, что Додик пока может и дальше выполнять политические функции и занимать государственные посты, в том числе оставаясь президентом Республики Сербской.

Сложный судебный процесс в Сараево

В то время, как приближенная Додика, Желька Цвиянович, сербский член президиума Боснии и Герцеговины, назвала судебный процесс «чудовищным», сам Додик заявил, выступая перед своими сторонниками в столице Республики Сербской Баня-Луке, что нет причин тревожиться». «Самое главное, что вы на моей стороне», — заявил Додик.

В соседней Сербии президент Александар Вучич после оглашения приговора Додику созвал в срочном порядке экстренное заседание национального Совета безопасности. Вучич и Додик давно являются союзниками, которые подчеркивают особые отношения между Сербией и Республикой Сербской в составе Боснии и Герцеговины.

Миодраг Живанович, психолог и политический аналитик из Баня-Луки, считает, что митинг в поддержку Додика после вынесения ему приговора стал результатом «длительного господства популизма в Республике Сербской»: «Наши политики все сильнее отдаляются от простых людей, — говорит Живанович в интервью DW. — Митинг в Баня-Луке — это карикатурный пример того, как политическое руководство становится абсолютной самоцелью».

Оппозиция в парламенте Республики Сербской сетует на то, что Додик и его партия «Союз независимых социал-демократов» (SNSD) создают «атмосферу линчевания и раскола в обществе в Республике Сербской». Политика Додика основана на том, чтобы распространять страх и ненависть. «Все, кто не готов следовать за ним, объявляются предателями», — говорит председатель оппозиционной Сербской демократической партии (SDS) Милан Миличевич.

Кто мог бы арестовать Додика?

Сара Хеес-Кальяни (Sarah Hees-Kalyani), возглавляющая бюро немецкого Фонда Фридриха Эберта в Боснии и Герцеговине, приветствует приговор, вынесенный Милораду Додику «как шаг к укреплению доверия в системе юстиции в БиГ». «Приговор показывает, что никто не может стоять над законом, — говорит она DW. — Тем не менее тюремного заключения Додик без проблем может избежать, заменив его на домашний арест, если внесет залог».

Штефан Раабе (Stephan Raabe), глава представительства Фонда Конрада Аденауэра в Сараево, считает, что приговор Додику прежде всего «является правовым решением в институциональном споре». Поэтому это было «неизбежно». «Атмосфера в Боснии и Герцеговине напряженная, основанием для процесса является институциональный конфликт в связи с неподчинением решению высокого представителя и конституционного суда. Нечто подобное действительно ставит под вопрос функционирование государства», — говорит Раабе в разговоре с DW.

Угрозы из Республики Сербской

Тем временем боснийское Государственное агентство расследований и безопасности (SIPA) и прокуратура страны получили информацию об угрозах в адрес судьи, председательствовавшей на процессе. Политики в Республике Сербской угрожают мерами по прекращению сотрудничества с институтами БиГ вплоть до объявления независимости Республики Сербской и конфедерации с Сербией. Они требуют, чтобы была отменена юрисдикция SIPA, генпрокуратуры и судов Боснии и Герцеговины для Республики Сербской.

Поскольку эти институты были созданы в ходе многолетних реформ с согласованием на всех правительственных уровнях — также и в Республике Сербской, они не могут быть закрыты односторонним решением. Несмотря на это угрозы из Республики Сербской в других частях страны — прежде всего, где живут боснийские мусульмане и хорваты — интерпретируют как попытку разрушить боснийское государство. Министр внутренних дел Рамо Исак видит в этом «элементы госпереворота» и заявляет, что арестует каждого, кто будет пытаться это сделать.

EUFOR и НАТО не допустят дестабилизации

Как в штаб-квартире НАТО в Сараево, так и в европейской миротворческой миссии EUFOR заявили, что они не допустят дестабилизации в Боснии и Герцеговине — и в крайнем случае будут реагировать на подобные попытки. Боснийский эксперт в области безопасности Владимир Вукович сказал DW, что среди населения страны он не видит «потенциала для серьезного конфликта». 1500 миротворцев EUFOR достаточно для сохранения мира в БиГ.

Руководящий комитет Совета по выполнению мирного соглашения по Боснии и Герцеговине (PIC) призывает к сохранению независимой юстиции и выражает «поддержку территориальной целостности страны» в качестве «суверенного государства с двумя образованиями». «Босния и Герцеговина не является объектом переговоров», — заявляет и высокий представитель Кристиан Шмидт.

Впрочем, Додик и некоторые другие лидеры Республики Сербской не признают его в качестве высокого представителя. Они считают, что кандидатуру Шмидта после его назначения в 2021 году не подтвердил Совбез ООН. Офис высокого представителя подчеркивает, что Совбез ООН формально не должен назначать высокого представителя, это делается в соответствиями с резолюциям ООН в PIC.

По Дейтонским соглашениям высокий представитель имеет полномочия издавать законы и снимать с постов тех, кто эти соглашения не выполняет. В последние десятилетия решения высокого представителя играли ключевую роль в стабилизации Боснии и Герцеговины.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle