После 40 лет вооруженной борьбы лидер курдов Абдуллах Оджалан, находящийся в турецкой тюрьме, призвал к роспуску партии КРП и к миру. DW о том, что нужно знать о турецко-курдском конфликте.Это уже назвали «историческим заявлением» находящегося в тюрьме лидера Курдской рабочей партии (КРП). Абдуллах Оджалан призвал к роспуску основанной им и ныне запрещенной партии и к прекращению насилия. В своем заявлении он потребовал от своих сторонников, чтобы после многолетнего кровавого конфликта между КРП и турецким государством, они сложили оружие.
Почему запрещена Курдская рабочая партия?
Курдская рабочая партия была основана в 1978 году с целью создания независимого, социалистически ориентированного государства курдов на Ближнем Востоке. Позже КРП отошла от этой цели. И с тех пор добивается признания курдской идентичности, а также политической и культурной автономии курдов в районах их проживания. Речь идет о территориях на юго-востоке Турции, в Северном Ираке и на севере Сирии. Курды, которых по оценкам, 25-30 млн человек — самый многочисленный народ, у которого нет собственного государства. Они живут в Турции, Ираке, Иране и Сирии.
Курдская рабочая партия с 1984 года ведет вооруженную борьбу против турецкого государства. Ее военное руководство находится в горах Кандиль в Ираке. В Турции, ЕС и США эта партия признана террористической организацией. В Германии ее деятельность запрещена с 1993 года.
Между тем в ФРГ большая курдская диаспора. По данным немецких спецслужб, в Германии насчитывается около 14 500 сторонников Курдской рабочей партии. Она является одной из самых многочисленных среди организаций, которые связывают с иностранным экстремизмом.
В вооруженном конфликте между КРП и турецким государством погибло более 40 000 человек, среди них и гражданские лица. На фоне растущей мощи хорошо вооруженной турецкой армии в последние десять лет большинство бойцов КРП ушли из Турции. Несмотря на это по-прежнему происходят нападения на турецкую территорию — в основном они осуществляются с позиций КРП в Ираке и Сирии. До сих пор Курдская рабочая партия считает своим лидером Абдуллаха Оджалана.
Кто такой Абдуллах Оджалан?
Абдуллах Оджалан, известный как Апо, является основателем Курдской рабочей партии. В 1979 он перебрался в Сирию, чтобы оттуда готовиться к войне за курдскую независимость. В ливанской долине Бекаа, которая тогда находилась под контролем Сирии, он основал штаб-квартиру КРП. Туда после военного путча 1980 года в Турции за Оджаланом последовали многие активисты партии. В 1998 году Оджалан покинул Сирию под давлением турецкого правительства в Анкаре. Ни одна страна не готова была его принять. В 1999 году он был арестован турецкими спецслужбами в Кении.
В Турции Оджалан был приговорен к смертной казни за государственную измену, за то, что основал террористическую организацию и за сепаратизм. Позже смертный приговор ему заменили на пожизненное заключение. С тех пор Оджалан находится в одиночной камере в тюрьме на острове в Мраморном море возле Стамбула. Его семье и адвокатам лишь изредка разрешены свидания с ним. Спустя десять лет после того, как Оджалана посадили в тюрьму, в конце прошлого года ему разрешили встретиться в камере с делегацией прокурдской оппозиционной партии «Народной партии равенства и демократии» (DEM). Эта партия ранее была известна под названием HDP.
Несмотря на то, что с 1999 года ныне 76-летний Оджалан никогда больше не появлялся на публике, его сторонники до сих пор ему доверяют. Для Вахапа Джоскуна, директора Института политических и социальных исследований в Диярбакыре, Абдуллах Оджалан является главным авторитетом. Его слово по-прежнему имеет самый большой вес. Джоскун, который являлся членом турецко-курдского совета во время мирных переговоров в 2013-2015 годах, говорит о 4 ключевых игроках в решении курдского вопроса: это военное руководство в горах Ирака, европейские представители в Брюсселе, представители автономной администрации в сирийской Рожаве и прокурдская партия DEM. Представители этих сторон неоднократно подчеркивали, что только Оджалан может привести к урегулированию турецко-курдского конфликта.
В последние недели Оджалан направил письма представителям в Европе, Рожаве и Кандиле, в которых сформулировал свои взгляды. Все они в ответ дали понять, что признают его решение. Оджалан осознает, что его авторитет поможет только в том случае, если его будут признавать, подчеркивает политолог Джоскун. В противном случае он рискует потерять доверие и власть. Поэтому Оджалан уверен, что его призыву последуют те, к кому он обратился.
Мирные инициативы в отношениях КРП и турецкого государства
Первая мирная инициатива между КРП и турецким правительством была предпринята в 2009 году. По поручению тогдашнего премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана глава спецслужб Хакан Фидан в 2010 и в 2011 годах вел переговоры с представителями КРП в Осло. Но они ни к чему не привели.
Дженгиз Джандар, журналист и депутат прокурдской партии DEM, считает, что эту инициативу саботировало Движение Гюлена, которое в то время боролось за власть и выступало против партии Эрдогана AKP.
В 2013 году был инициирован второй мирный процесс, в котором главные роли играли находящийся в тюрьме глава КРП Абдуллах Оджалан и предшественница партии DEM — HDP. На праздник Навруз, который курды отмечают как Новый год, в 2013 году перед тысячами людей в Диярбакыре было прочитано письмо Оджалана, которое многим вселяло надежду на мир.
Прокурдская HDP на тот момент поддерживала проведение мирных переговоров, но одновременно требовала от Эрдогана улучшения основных прав курдов. На парламентских выборах 2015 года она получила 13 процентов, из-за чего AKP впервые лишилась абсолютного большинства. Спустя короткое время после выборов Эрдоган закончил переговоры о мире.
Вахап Джоскун придерживается мнения, что тогдашние мирные переговоры не были успешными потому, что на тот момент существенную роль играла ситуация в Сирии. В ходе гражданской войны сирийское правительство потеряло контроль над территориями на севере. По этой причине местные курдские силы, близкие к КРП, установили там свой порядок. С позиции турецкого государства такое развитие событий было опасным. Поэтому мирные переговоры были окончены и для курдов началось время репрессий, говорит Джоскун.
Какую роль играет ситуация на Ближнем Востоке
«Динамичная ситуация на Ближнем Востоке для Турции представляется и как шанс, и как опасность», — говорит эксперт Джоскун. Особенно развитие событий в соседней Сирии после свержения режима Башара Асада играет «решающую роль». Своей нынешней инициативой турецкое правительство хочет не допустить того, чтобы КРП вышла из этой ситуации еще более сильной. К тому же Турция видит в возможном ослаблении Ирана шанс усилить свою политическую и экономическую роль в регионе. Чтобы достичь этой цели, вооруженный конфликт с КРП должен быть закончен, считает Джоскун.
Чтобы вовлечь в это процесс курдов в Ираке, несколько дней назад делегация прокурдской партии DEM совершила визит на север страны. Турецкие оппозиционные политики провели там переговоры с Масруром Барзани, премьер-министром курдского автономного региона. Он заявил, что поддерживает мирное урегулирование конфликта.
Несмотря на попытки установления мира, турецкие власти в последнее время ужесточили меры против курдов и оппозиции. В течение недели 340 политиков, адвокатов, правозащитников, журналистов оказались под стражей по обвинению в терроризме. После последних коммунальных выборов несколько избранных бургомистров от прокурдской партии DEM и крупнейшей оппозиционной партии CHP были отправлены в отставку и арестованы.