68047607 403 Deutsche Welle оппозиция

«Мы на разных планетах». Преодолеет ли разногласия российская оппозиция за границей

После гибели Алексея Навального российская оппозиция сталкивается с трудностями в консолидации. DW пыталась разобраться, почему объединения не происходит.На субботу, 1 марта, в Берлине намечено проведение объединенного марша российской оппозиции, который организуют Илья Яшин, Владимир Кара-Мурза и Юлия Навальная. Он должен стать одной из крупнейших таких акций. В прошлом году, по данным немецкой полиции, в аналогичном марше приняли участие 1800 человек, хотя сами организаторы утверждают, что собралось около 5000. «Мы подали уведомление о проведении акции. Ожидаем, что 1 марта на марш выйдут около 3000 человек», — рассказал один из координаторов, Евгений Насыров.

Почти за неделю до этого в столице Германии прошли еще две акции, приуроченные к третьей годовщине российского полномасштабного вторжения в Украину. Одна из них, организованная Pussy Riot, состоялась 22 февраля у Бранденбургских ворот, другая — при участии Андрея Пивоварова — 24 февраля у Мемориала сожженным книгам на Бебельплац.

Трагедия войны и репрессии в России вынудили многих оппозиционеров уехать в эмиграцию, но даже в этой общей беде оппозиционным силам не удается объединяться. Как рассказал Пивоваров в разговоре с DW, изначально планировалось провести одну совместную акцию, но организаторы не договорились между собой. «Мы с ними где-то три недели дискутировали. Коллеги очень хотели, чтобы это была политическая акция. Для нас было важно воздержаться от речей и символики, ведь это день скорби. Кроме того, когда добавляешь жесткую политическую повестку, то теряешь аудиторию», — пояснил российский оппозиционер.

За три года вынужденной эмиграции в рядах российской оппозиции все чаще возникают конфликты, включая случаи криминального характера. Самый громкий пример — кейс, названный в СМИ «Невзлингейтом», когда на политика Леонида Волкова напали рядом с его домом в Вильнюсе с молотком — его сторонники по ФБК утверждают, что заказчиком нападения был предприниматель Леонид Невзлин. Почему попытки консолидации оппозиции редко приводят к успехам и может ли оппозиция определиться с единой стратегией — об этом DW поговорила с политиками и экспертами.

Зачем российской оппозиции митинги за границей?

Политические акции, пояснил Илья Яшин в разговоре с DW, позволяют российской оппозиции не рассыпаться и «сохранить навыки политической борьбы». В интервью Яшин подчеркнул, что такие акции помогают оппозиции «сохранить навыки политической борьбы» и продемонстрировать демократическое лицо России. Поэтому, указал он, в марше будут участвовать различные политические силы. В Telegram-канале Яшина анонсировали, что в демонстрации примут участие около десяти различных колонн, в том числе представители «Русского добровольческого корпуса», воюющего на стороне Украины.

В колоннах будут идти люди с кардинально разными взглядами

Эта публикация породила жаркие споры среди сторонников Яшина: некоторые из комментаторов написали, что могут отказаться от участия в марше из-за националистических взглядов РДК. DW пообщалась с одной из участниц колонны, состоящей из родственников политзаключенных. Она написала о серьезных разногласиях как с РДК, так и с либертарианцами под руководством Михаила Светова, которые также примут участие в марше: «Конечно, людей это насторожило. У всех тревога: если наша колонна окажется рядом с РДК, это может обернуться дополнительными сроками для политзаключенных. Я знаю, что в колонне Светова будут триколоры, а среди нас – украинцы. Есть опасения, что возможны провокации».

Тем не менее собеседница DW не намерена менять свое решение об участии в марше: «В таком деле нужно оставить личные разногласия и амбиции в стороне и работать на общую цель».

В прошлом году от участия в марше отказался Михаил Ходорковский — в соцсетях он пояснил, что ему не понравился закрытый формат организации марша. «Мне не понравилось, что наши коллеги Навальная, Яшин, Кара-Мурза не стали обсуждать свою идею марша с остальными, а просто предложили присоединиться, что вызвало проблемы у ряда диаспор», — написал политик в 2024 году.

Приедет ли на этот раз Ходорковский или представители других приглашенных объединений россиян — неясно, этот вопрос помощница Ильи Яшина оставила без ответа, а Евгений Насыров ответил, что количество колонн до конца неизвестно: колонна формируется самостоятельно, только уведомляя организаторов об участии. По словам Насырова, участие Ходорковского не запланировано, а состав организаторов марша остается неизменным.

Оппозиция за границей теряет связь с единомышленниками внутри страны?

«Мы на разных планетах», — так характеризует ситуацию политик Екатерина Дунцова, остающаяся в России. В 2024 году она пыталась баллотироваться в президенты РФ, ее не допустили до выборов, но вокруг нее ненадолго консолидировались различные политические силы. Дунцова продолжила политическую деятельность в России, пытаясь создать региональные отделения партии «Рассвет».

Екатерина Дунцова считает, что российская оппозиция за границей сосредоточена на формировании отдельного сообщества и разрешении внутренних конфликтов, оставляя внутрироссийский протест без поддержки. Она посетовала, что оппозиция за рубежом почти никак не отреагировала на успешный пикет «Рассвета» 24 февраля в Перми. Ее сторонникам удалось получить разрешение местных властей, никого из 20 человек в итоге не задержали.

«Создается впечатление, что оппозиции нужны мученики, чтобы в очередной раз говорить, какой кровавый людоедский режим. И так все это прекрасно понимаем, но почему для этого нужны жертвы?» — говорит Дунцова, отмечая, что такие акции не носят «радикального характера», но помогают сплотить протест внутри страны в рамках региональных инициатив. «Важно создать устойчивое сообщество», — сказала она, подчеркнув роль местных лидеров и активистов.

Не разрозненность, а структурное взаимодействие

Российская оппозиция за границей должна говорить о том, что невозможно озвучить внутри страны, считает экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков. «Вся Москва обсуждает снос цирка на Ленинских горах. Готов ли я протестовать по этому поводу? Нет. Потому что есть вопрос куда важнее — война», — отмечает он.

При этом Гудков соглашается, что за границей нет единства: «За исключением Антивоенного комитета». Он уверен, что консолидация возможна лишь в случае реального шанса на участие в политической жизни в России, но не ожидает перемен в ближайшие пять лет. Он также считает важным создание института, представляющего интересы оппозиции в Европе. В пример приводит переговоры с властями ЕС о шенгенских визах: «Число отказов сократилось, а выдача виз выросла. Это общая работа, в том числе диаспор».

Андрей Пивоваров полагает, что протестные настроения внутри России будут усиливаться. «Антивоенных митингов там не будет, но кризис затронет все сферы. Социальные проблемы и коррупция вызовут недовольство, и наша задача — объяснять людям причины их бедствий», — говорит он. Пивоваров считает, что различные структуры оппозиции продолжают взаимодействовать, несмотря на разногласия. В пример он приводит ситуацию с заморозкой грантов USAID по решению администрации президента США Дональда Трампа. В сложной ситуации российским НКО и СМИ свою финансовую поддержку предложили фонды Михаила Ходорковского и Бориса Зимина.

Оппозиция дезориентирована после гибели Навального

После гибели Алексея Навального в колонии российская оппозиция столкнулась с кризисом идентичности и отсутствием единой стратегии, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Он считает, что ключевые проблемы заключаются в дезориентации движения и неспособности предложить конкретную политическую повестку, которая могла бы привлечь новых сторонников: «В отличие от Навального, современные оппозиционные лидеры ориентированы в первую очередь на уже существующих сторонников. Навальный же мог быть интересен не только оппозиционно настроенным гражданам, но и аполитичной аудитории, а также части лоялистов».

Эксперт подчеркивает, что в рядах оппозиции отсутствует общий проект, который мог бы объединить различные группы. Даже вопрос легализации статуса политических эмигрантов не стал точкой консолидации. «Как следствие, нет стратегии, а вместо нее — лишь презентация политической и моральной позиции. Но этого недостаточно для создания эффективного давления на власть», — объяснил Виноградов.

Профессор Стокгольмской школы экономики в Риге Петер Зашев считает, что общим проектом оппозиции должно стать четкое формулирование постулатов, которые будут понятны российской аудитории. Он отмечает, что лозунг «прекрасная Россия будущего» для широкой аудитории слишком абстрактен: «Среднестатистического избирателя волнуют вопросы личного благосостояния: почему он живет так же плохо, как 10-15 лет назад, и куда уходят нефтяные деньги».

Зашев также отметил, что оппозиция не может наладить демократические процессы внутри собственного движения, например провести внутренние выборы: «Пусть каждый из предполагаемых лидеров представит свою программу, объяснит, как он или она видит будущее и как собирается к нему прийти. Через голосование можно прийти к общему знаменателю».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle