Соглашение между Вашингтоном и Киевом по редкоземельным металлам вот-вот будет подписано. Почему президент Зеленский дважды отказывался ставить подпись под документом — и что в итоге получилось?США и Украина близки к заключению так называемой «редкоземельной сделки». Подписание ожидается 28 февраля во время визита Владимира Зеленского в Вашингтон. За несколько недель обсуждений содержание и значение этого соглашения претерпели радикальные изменения. Украина не уступит США свои недра, однако и четких гарантий безопасности в обмен на ресурсы, похоже, тоже не получит. В чем тогда суть этой сделки, и какие последствия она может иметь?
Как шли переговоры по «редкоземельной» сделке
Дональд Трамп впервые заговорил об украинских редкоземельных металлах в начале февраля — президент США потребовал от Украины расплатиться ими за оказанную с начала войны помощь, которую он оценивает в $500 млрд. В действительности к концу прошлого года США предоставили Украине помощь менее чем на $120 млрд, следует из подсчетов Кильского института мировой экономики.
По данным СМИ, Владимир Зеленский отказывался подписывать варианты соглашения как минимум дважды. В день, когда Трамп провел телефонный разговор с Владимиром Путиным, проект соглашения в Киев привозил глава американского Минфина Скотт Бессент. Спустя несколько дней еще один вариант был предложен президенту Украины на Мюнхенской конференции по безопасности. Как рассказал Зеленский на пресс-конференции 23 февраля, его не устраивали два ключевых момента: необходимость признать долг и отсутствие в документе гарантий безопасности для Украины.
«Украина не могла сразу согласиться на предложенные условия, но и полностью отказаться или бесконечно затягивать переговоры ей было сложно, — рассуждает в интервью DW Сьюзан Стюарт (Susan Stewart), старшая научная сотрудница берлинского фонда «Наука и политика» (Stiftung Wissenschaft und Politik, SWP). — Ходили слухи, что Трамп назвал Зеленского диктатором, который правит без выборов — что, конечно, не соответствует действительности — потому что был разочарован тем, что тот не сказал сразу «да» и «аминь» сделке».
О чем США и Украина смогли договориться
Вариант соглашения, который считается финальным, был опубликован несколько дней назад в «Европейской правде» и других украинских СМИ. Документ предполагает создание фонда инвестиций в восстановление Украины, которым две страны будут управлять сообща, однако финансовый контроль в нем получат США. Главная задача фонда — восстановление украинской экономики до уровня конца 2021 года.
Украина обязуется отчислять в фонд 50% будущих доходов от добычи любых полезных ископаемых на новых месторождениях. $500 млрд в тексте больше не упоминаются. Хотя, учитывая, что речь о восстановлении Украины, эта сумма выглядела бы логично. Чуть больше чем в $500 млрд ущерб, который стране причинила война, оценивает, например, Всемирный банк.
Какой финансовый вклад внесут США (и собираются ли они это сделать), документ не раскрывает. В преамбуле, впрочем, подчеркивается, что США уже оказали Украине значительную военную и материальную поддержку. В документе также не упоминаются гарантии безопасности, получить которые надеялась Украина. Сказано лишь, что США поддерживают усилия Украины их получить.
А что редкоземельные металлы?
О редкоземельных металлах в соглашении не говорится. Это неудивительно, учитывая, что подтвержденные запасы в Украине отсутствуют. Есть лишь приблизительные оценки, сделанные еще в советское время, но современных данных нет, признал в разговоре с S&P Global бывший генеральный директор Украинской геологической службы Роман Опимах. Геологическая служба США не включает Украину в список стран, располагающих значимыми запасами.
Вероятно, Трамп «зацепился» за редкоземельные металлы в так называемом «плане победы», который Зеленский представил в прошлом году. Этот документ сообщал в числе прочего, что «в Украине сосредоточены природные ресурсы, и в частности критически важные металлы ценой в триллионы долларов», и предлагал партнерам инвестировать в их разработку. «Зеленский в своем «плане победы», который он представил перед выборами в США, намекнул, что можно что-то предложить Западу, но в итоге все вышло не так, как представляла себе Украина», — комментирует Сьюзан Стюарт из SWP.
Даже если бы Украина обладала значительными запасами, извлечь из них эквивалент $500 млрд, как того изначально хотел Трамп, не получилось бы. Объем мирового рынка всех редкоземельных металлов не превышает $15 млрд в год, указывает колумнист Bloomberg Хавьер Блас. Поэтому неудивительно, что в какой-то момент, помимо редкоземельных металлов, Трамп начал требовать так называемые критически важные минералы (Украина действительно располагает месторождениями, например, титановых руд, а также графита и лития), а затем перешел к нефти и другим ресурсам.
Кому сделка выгоднее — США или Украине?
Документ получился очень общим и никого ни к чему не обязывающим — это рамочное соглашение. Реальным содержанием его должны наполнить дополнительные соглашения, в которых будут прописаны конкретные механизмы.
«Мы не уверены, что хотим, чтобы соглашение стало чем-то большим, чем просто бумажкой, потому что на самом деле не хотели, чтобы американцы приезжали и эксплуатировали наши природные ресурсы», — отметил в разговоре с DW директор Центра международных исследований Одесского национального университета Владимир Дубовик.
Но наполнение может быть разным. Например, на своей пресс-конференции 23 февраля Владимир Зеленский предлагал, чтобы Украина и США вкладывались совместно. При этом Украина, по его предложению, могла бы инвестировать не доходы от добычи полезных ископаемых, а часть замороженных активов российского ЦБ.
«По первым вариантам соглашения складывалось впечатление, что это буквально рэкет, — о финальном документе этого уже нельзя сказать, абсолютно нормальное соглашение, — резюмировала в интервью DW заместительница директора украинского Центра экономической стратегии Мария Репко. — Если пойдут американские инвестиции в разработку и добычу, это будет прекрасно, потому что у Украины, у украинских компаний и украинского правительства денег на это нет».