56722537 403 Deutsche Welle Борис Немцов

«Я февраль ненавижу уже десять лет»: Как в Дюссельдорфе вспоминали Немцова в годовщину убийства

На встрече с Ильей Яшиным и Владимиром Кара-Мурзой в Дюссельдорфе почтили память Бориса Немцова в десятую годовщину его убийства. Как это было — в репортаже DW.Примерно полторы сотни человек собрались в помещении перед входом в актовый зал в самом центре Дюссельдорфа. Посреди комнаты стоит стол с синей бархатной накидкой, на ней — православный крест. В десятую годовщину убийства Бориса Немцова здесь проводят панихиду два священника: первый — по совместительству правозащитник Валериан Дунин-Барковский. Второй — запрещенный в служении в РПЦ за свои антивоенные взгляды Андрей Кордочкин.

Литургия продолжается недолго и завершается небольшой проповедью двух священнослужителей. Выслушав их, пришедшие перебираются в актовый зал, там на сцене уже установлены три стула: для вышедших из российской тюрьмы в рамках обмена летом 2024-го Ильи Яшина и Владимира Кара-Мурзы и модератора их беседы политика Максима Резника.

Спикеры обещают обсудить самый широкий спектр тем, но начинают оба с воспоминаний о Борисе Немцове, застреленном на Большом Москворецком мосту рядом со стенами московского Кремля, 27 февраля 2015 года.

«Я февраль ненавижу уже десять лет»: Яшин и Кара-Мурза вспоминают Немцова

Илья Яшин начинает перечислять истории, которые приходят ему в голову, когда он думает о Борисе Немцове. Он вспоминает, как они сидели в соседних камерах и обменивались сообщениями, как Немцов вытаскивал его из расщелины на Эльбрусе и учил нырять в прорубь.

«Но обиднее всего, что каждый раз, когда я слышу фамилию Немцов, в голове возникает совсем другой образ. Это стеклянные глаза Бориса, которые я увидел ровно десять лет назад на Большом Москворецком мосту, когда мне позвонила Ольга Шорина и сообщила, что Бориса убили. Я не поверил, решил, что это какая-то провокация. Я был недалеко и буквально за 15 минут туда «долетел» — там еще не было даже оцепления. На фоне кроваво-красных стен (Кремля. — Ред.) лежало тело моего друга. В той самой курточке, в которой он ходил последние несколько недель. Он лежал на спине, и глаза были открыты. Без преувеличения это был самый страшный день в моей жизни», — вспоминает Яшин.

После этого политик провел параллель с сегодняшним днем: «(Сейчас про Бориса Немцова. — Ред.) рассказывают, какой это был бы прекрасный президент, замечательный человек, и как он все предвидел. Вот же — готовый президент! Почему он не стал президентом? Но я вспоминаю, как Немцова буквально мешали с грязью при его жизни. Я уверен, что, если бы он был жив, сейчас происходило бы то же самое. Знаете, у нас есть такая странная черта: мы почему-то начинаем ценить людей и видеть в них хорошее, когда они умирают».

«Я февраль ненавижу уже десять лет», — открывает свою речь Владимир Кара-Мурза. В своем выступлении он продолжает мысль Ильи Яшина: с президентом России Борисом Немцовым весь мир сегодня мог бы выглядеть иначе: «Мы, историки, обычно избегаем сослагательного наклонения. Но, когда смотришь на все из сегодняшнего дня, очень трудно избежать вопроса: как бы выглядел наш мир, если бы крупнейшую ядерную державу, самую большую страну возглавил не чекист, бредящий идеями о величии «Советской империи», а Борис Немцов. Который своей главной целью называл жизнь в свободной, европейской и демократической России».

Борьба с памятью о Немцове в России и ее будущее за границей

Одновременно с выступлением Яшина и Кара-Мурзы, сотни москвичей пытались попасть к стихийному мемориалу Борису Немцову, который каждый год вырастает на месте его убийства в центре столицы, чтобы возложить к нему цветы. В этом году сделать это оказалось проблематично.

Еще днем начали поступать сообщения, что коммунальные службы оперативно разбирают мемориал, после чего люди формируют его заново — это продолжалось почти весь день. В 23:31, точное время, в которое был застрелен Борис Немцов, на Большом Москворецком мосту традиционно устраивают минуту молчания. В этом году она была под угрозой — незадолго до назначенного времени, по сообщениям СМИ, на подходе к мемориалу выстроились вооруженные полицейские, которые запрещали гражданам задерживаться около него. «Стоять не надо. Возложили, пошли дальше», — говорит один из силовиков на видео.

Тем не менее, традиционную минуту молчания у мемориала провести все-таки удалось. В ней, судя по фото, среди прочих приняли участие бывший министр экономического развития России Андрей Нечаев и бывший главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

«Целый день, не знаю, можно ли их назвать людьми, эти цветы воровали, загружали в большие черные мешки и уносили в мусорные баки», — комментирует происходившее в этот день в Москве Владимир Кара-Мурза. Он вспоминает, как несколько лет назад вертолет Федеральной службы охраны (ФСО) снизился прямо над мемориалом в годовщину убийства Немцова, чтобы создать сильный ветер, а цветы разлетелись в сторону. «Понимаете, они с памятью борются! Им недостаточно было убить человека. Они его не могли ни убить, ни запугать, ни заставить уехать из страны. Только так они смогли заставить его замолчать», — продолжает он.

По словам Кара-Мурзы, как только мемориал Борису Немцову начали разворовывать, память нем было решено увековечивать в странах, где делать это, в отличие от России, возможно: «Я горжусь тем, что сегодня уже в восьми городах мира: Вашингтоне, Лондоне, Праге и других, российские посольства, консульства, торговые представительства стоят на площадях, улицах и скверах, носящих имя Бориса Немцова. Мы хорошо понимаем, что по этому поводу думает нынешняя власть. Вот я хочу сказать, что я не сомневаюсь, что настанет день, когда российское государство будет гордиться тем, что наши дипломатические миссии в мировых столицах стоят на площадях и улицах, носящих имя российского гражданина». В заключение он добавил, что и в Москве «обязательно появится улица Бориса Немцова, и мост будет носить его имя».

Улица Бориса Немцова может появиться в Дюссельдорфе?

После выступления в разговоре с DW Владимир Кара-Мурза рассказал, что уже 28 февраля они с Ильей Яшиным планируют встретиться с бургомистром Дюссельдорфа, чтобы обсудить с ним увековечивание памяти Бориса Немцова в этом городе. На сегодняшний день, по словам политика, в Германии подобных инициатив нет: «И мне кажется очень правильным начать именно с Дюссельдорфа. Потому что это столица федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия — первого зарубежного региона, с которым Нижегородская область при губернаторе Борисе Немцове подписала соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Немцов сам приезжал сюда, был прямой рейс Lufthansa из Дюссельдорфа в Нижний Новгород».

При этом, добавляет он, пока нет представления, где и как может быть увековечена память Бориса Немцова в Дюссельдорфе: «Пока это только первая встреча. Это только начало разговора».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle