71057518 403 Deutsche Welle оппозиция Грузии

Оппозиция Грузии отказалась от мандатов. К чему это привело?

Более чем 90 дней в Грузии идут массовые протесты из-за результатов парламентских выборов и приостановки евроинтеграции страны. Оппозиция бойкотирует парламент, а правящая партия в одностороннем порядке принимает законы.Прошло более трех месяцев после парламентских выборов в Грузии, на которых победу одержала правящая партия «Грузинская мечта». Она получила 89 депутатских мандатов из 150. Голосование прошло с нарушениями, как отметили некоторые международные организации, такие как ОБСЕ. Оппозиционные партии и часть грузинского общества не признали результаты выборов, заявив о фальсификациях. Депутаты от оппозиционных партий объявили бойкот парламенту, отказавшись от своих мандатов и участия в его работе. В декабре 2024 года парламент официально лишил мандатов 49 оппозиционных депутатов. Как это отразилось на политической ситуации в Грузии?

В чем цель бойкота?

Лидеры оппозиционных объединений считают бойкот необходимым шагом для демонстрации несогласия с политикой правящей партии. Они присоединились к организации массовых протестов, настаивают на проведении новых парламентских выборов, освобождении задержанных протестующих и возобновлении процесса евроинтеграции.

«Стратегическая цель бойкота — делегитимизация власти. Если они украли выборы, то не должны пользоваться законной властью. Это также позиция подавляющего большинства грузинского народа. Мы видим это на улицах — уже несколько месяцев идут массовые протесты. Конечно, они могут принимать законы, назначать президентов, притворяться, что они правительство. Но если у вас нет поддержки народа, который является источником власти, и вас не признают партнеры, то очевидно, что вы не можете управлять страной», — сказала в комментарии DW лидер партии «Дроа» из «Коалиции за перемены» Элене Хоштария.

С ней согласен и генеральный секретарь прошедшей в парламент по итогам выборов партии «Единое национальное движение» Петре Цискаришвили, который также отказался от депутатского мандата. «Грузинская мечта» сфальсифицировала выборы, запугивает гражданское общество с помощью уличных банд, полицейских, из-за чего вся страна понимает, что эти выборы не были ни свободными, ни справедливыми. И сидеть в одном зале с этими людьми просто потому, что мы получили 10% голосов и я был «избран» депутатом, — это просто ни морально, ни политически неприемлемо», — сказал он DW. Цискаришвили также отметил, что партии, не вошедшие в парламент, лишаются государственной финансовой поддержки и других привилегий.

«Единственная платформа, которая остается, — это протесты, встречи с избирателями в городах и регионах, а также независимые СМИ и соцсети, которые пока еще работают. Но и они подвергаются давлению со стороны властей. Наша главная цель — разрушить вертикаль власти Бидзины Иванишвили (миллиардера и основателя «Грузинской мечты»). Когда его аппарат перестанет существовать, можно будет говорить о новых выборах», — подчеркивает Цикаришвили.

Парламент фактически стал однопартийным

Между тем на фоне бойкота оппозиционных сил «Грузинская мечта» фактически получила полный контроль над парламентом и приступила к реализации своей законодательной повестки. За последние месяцы был принят ряд законов, часть из которых вызвали критику как внутри страны, так и за ее пределами.

В первую очередь, парламент Грузии избрал нового президента — этот пост занял экс-футболист Михаил Кавелашвили. Оппозиция и часть гражданского общества посчитала это решение попыткой поставить на президентскую должность «удобного» человека. Предыдущий президент Саломе Зурабишвили регулярно конфликтовала с «Грузинской мечтой», накладывая вето на некоторые законы, например, об «иностранном влиянии».

В ноябре премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе объявил о приостановке евроинтеграции страны до 2028 года. Это решение было расценено частью гражданского общества, как полный отказ от вступления в ЕС, вопреки конституции Грузии, и вызвало массовые протесты.

В следующем месяце парламент принял закон, запрещающий использование масок, фейерверков и лазеров на протестах. Эта мера была принята после столкновений между полицией и демонстрантами на проевропейских акциях протеста. Нарушителям теперь грозят штрафы в размере 2000 лари (около $720), а за порчу зданий и блокирование дорог штрафы могут достигать 15 000 лари (около $5400).

Кроме того, в феврале 2025 года власти инициировали ужесточение наказаний за мелкое хулиганство и неподчинение полиции. В том же месяце лидер парламентского большинства и исполнительный секретарь «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе объявил, что в Уголовный кодекс страны будет возвращена статья о «государственной измене». Она была исключена из него в 2007 году во время президентства Михаила Саакашвили.

Бойкот оправдан, но не эффективен

Политический аналитик Гела Васадзе в комментарии DW назвал работу грузинского парламента, «бешеным принтером», который, по его словам, выпускает один за другим законы, призванные создать в стране авторитарный режим. «Парламент стал инструментом для юридического оформления тех репрессивных мер, которые «Грузинская мечта» начала применять еще при прошлом созыве. Видимо, наши власти считают, что они находятся в мировом тренде, мол, так сейчас принято. Насколько это им поможет — неизвестно», — сказал Васадзе.

Эксперт считает бойкот оправданной, но не эффективной стратегией. «Если вы считаете, что выборы не отражают волеизъявления народа, то зачем находиться в этом парламенте? При этом бойкот не изменит того, что происходит. Власть по-прежнему продолжает оформляться как авторитарный режим и абсолютно игнорирует оппозицию. Более того, представители власти считают, что им даже как-то комфортно (без оппозиции в парламенте)», — отметил Васадзе.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle