Site icon SOVA

Скоро власти РБ не смогут задерживать участников протестов-2020?

57637566 403 Deutsche Welle акции протеста, задержания

В августе 2025 года начинает истекать срок давности по статье, по которой в Беларуси осудили более 3000 оппонентов власти. Ждать ли оттепели?Белорусские власти продолжают преследовать участников протестов против фальсификации выборов 2020 года. Чаще всего, против них используют ст. 342 УК РБ (Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них), предусматривающая до четырех лет лишения свободы. Из-за массового применения она даже получила название «народной». По данным правозащитного центра «Вясна», по этой статье судили более 3000 тысяч человек, не менее 15 человек — в феврале 2025.

По ст. 342 человека можно привлечь к уголовной ответственности в течение пяти лет. Таким образом, срок давности по некоторым делам, связанным с протестами 2020 года, начнет истекать уже этим летом.

Станет ли в Беларуси меньше политзаключенных? DW поговорила с юристами об этой и других «политических» статьях.

Усиления карательного потенциала силовых органов после 2020 года

Юристы одной из белорусских правозащитных инициатив (DW не указывает ее название в целях безопасности участников. — Ред.) затруднились ответить, станет ли меньше «политических» уголовных дел после окончания срока давности по некоторым статьям. По их мнению, действия репрессивных органов РБ будут зависеть «от политических решений их руководства».

В то же время собеседники отмечают, что в Беларуси «репрессивная практика уже менялась с 2020 года в сторону усиления карательного потенциала силовых органов».

К примеру, до июня 2021 года «оскорбление представителя власти» (ст. 369 УК) относилось к преступлениям, «не представляющим большой общественной опасности», а срок давности по нему был два года. После внесения изменений ст. 369 стала квалифицироваться как «менее тяжкое преступление» со сроком давности пять лет.

Кроме того, в УК РБ есть «политические» статьи, срок давности которых существенно длиннее: за создание «экстремистского формирования» (ст. 361-1 УК), так же как и «за участие в массовых беспорядках» (ст. 293 УК) могут привлечь к ответственности в течении 10 лет, а за «организацию беспорядков» — в течение 15.

«Не будет хватать одной статьи, сфальсифицируют уголовное дело на две»

«Пока мы не видим никаких признаков того, что Лукашенко принял политическое решение прекратить репрессии, выпустить политзаключенных», — отмечает юрист Народного антикризисного управления (НАУ), член Координационного совета (КС) оппозиции Михаил Кирилюк.

По его словам, «политические» уголовные дела в Беларуси массово фальсифицируют, поэтому силовиков вряд ли остановит истечение срока давности по той или иной статье.

«Если надо будет посадить, и не будет хватать одной статьи, сфальсифицируют уголовное дело на две, на три статьи», — считает Кирилюк.

Также юрист отмечает тенденцию, когда незнакомых друг с другом людей объявляют членами одной «экстремистской организации» и судят вместе по более тяжкой статье — за преступление, совершенное в составе группы. «Абсурд, но это не мешает держать невиновного человека в тюрьме», — говорит собеседник.

МВД РБ не исключает появления «ответственности за буллинг»

Между тем, в МВД РБ не исключают появления в стране «ответственности за буллинг». Министр внутренних дел Иван Кубраков объяснил это тем, что в последние годы в стране «фиксировалось немало случаев запугивания людей в интернете, наиболее заметно — в период электоральных кампаний».

По мнению Михаила Кирилюка, то, как это подается в новостях, выглядит как «угроза дополнительного способа политического преследования». Буллингом могут признать что угодно, хоть, к примеру, «если ты написал в личной переписке члену избирательной комиссии, или учителю в школе: «Не надо фальсифицировать голоса».

Юрист убежден, что белорусский административный и уголовный кодексы не испытывают нехватки в подобных статьях. В РБ есть статья за хулиганство, за оскорбление, клевету, есть ст. 130 УК (Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни), которую «белорусские судьи не стесняются широко применять» в отношении оппонентов власти.

«Разумеется, в теории статья в законе может применяться к неопределенному кругу лиц. Мы видим, что подобные статьи применяются в отношении противников Лукашенко. Но мы не видели, например, чтобы за активную пропаганду русского мира, ненависти по отношению ко всему белорусскому, применяли статью за разжигание розни (к сторонникам белорусского режима. — Ред.)», — добавляет Кирилюк.

Exit mobile version