Ведущие немецкие автопроизводители по итогам 2024 года существенно сократили прибыль. В 2025 году структурный кризис, который они переживают, может усугубиться. Какие меры могут помочь отрасли преодолеть вызовы?Немецкая автомобильная промышленность продолжает переживать глубокий кризис. Его, пожалуй, еще рано называть экзистенциальным, однако он уже ставит под угрозу долгосрочную конкурентоспособность отрасли, на которую приходится 5% ВВП Германии, и которая обеспечивает работой 780 тысяч человек.
Все ведущие немецкие автопроизводители по итогам прошлого года сократили прибыль. Свежие отчеты BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, а также его дочерних компаний, включая Audi и Porsche, содержат разочаровывающие цифры. Дальнейшие перспективы — неоднозначные.
К старым проблемам теперь добавилась новая, прилетевшая как черный лебедь: пошлины, которые грозится ввести Дональд Трамп, могут уронить продажи на одном из важнейших для немецких автопроизводителей зарубежных рынков. Удастся ли отрасли преодолеть эти сложности — и какие меры для этого она может предпринять?
Как BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen пережили 2024 год
По данным Немецкой ассоциации автомобильной промышленности (VDA), которые опубликовало издание Automobilwoche, в 2024 году немецкие компании собрали по всему миру 13,6 млн автомобилей. Это чуть меньше, чем в 2023-м, но немного больше, чем в допандемийном 2020-м — фактически стагнация. Стагнирует и экспорт. Физический объем поставок, по данным Федерального статистического ведомства, вырос на 2,5%, однако экспортная выручка снизилась на 1,3%.
При этом общее мировое производство с 2020 года выросло значительно — на 11 млн автомобилей, достигнув в прошлом году 78,5 млн единиц. В результате доля немецкого автопрома на мировом рынке за пять лет снизилась с 19,7% до 17,3%.
С доходами автопроизводителей ситуация еще хуже — они не стагнируют, а сокращаются. В 2024 году прибыль BMW рухнула на 36,9%, Mercedes-Benz — на 28%, Volkswagen упала — на 31%, Audi — на 33%, Porsche — на 30%. Все производители в своих финансовых отчетах — они были представлены в течение последнего месяца — указывают две общие причины: падение спроса в Китае и рост издержек.
Высокие издержки подрывают конкурентоспособность немецкого автопрома
Немецкие автопроизводители сильно пострадали от резкого роста цен на энергоносители, который начался после вторжения России в Украину. Отказ от дешевого трубопроводного газа, который на протяжении десятилетий питал немецкую промышленность, дается нелегко.
Цены на электроэнергию в Германии в настоящее время примерно в три раза выше, чем в США или Китае, и на 40% выше, чем в соседней Франции, которая, помимо ископаемого топлива, продолжает использовать ядерную энергетику. Вероятный будущий канцлер Фридрих Мерц (Friedrich Merz) уже предложил пересмотреть решение Германии об отказе от атомной энергетики.
«Германия — одна из последних стран Европы, которые можно назвать в полной мере индустриальными: сталь и химикаты для автомобильной промышленности страны поставляют местные компании Salzgitter и BASF, — рассуждает в интервью Bloomberg Маттиас Шмидт (Matthias Schmidt), независимый автомобильный аналитик из Гамбурга. — Так что, низкие цены на энергоносители или, по крайней мере, стабильность этих цен имеют критическое значение».
Немецкий автопром сдает позиции в Китае
Китай — ключевой рынок для большинства немецких автопроизводителей. У одного только Volkswagen в Китае три десятка заводов. И это неудивительно: китайский рынок — крупнейший в мире. По размеру он сопоставим с рынками США и Европы вместе взятыми. Однако дела у BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen в Китае в последнее время идут средне. В 2024 году их продажи снизились более чем на 10% у каждого. В то же время сам китайский рынок вырос — на 4%, сообщила Китайская ассоциации автопроизводителей.
Основная причина пробуксовки — быстрый переход китайских потребителей на электрические и гибридные автомобили. Их доля на китайском рынке выросла с 5% в 2020 году до почти 40% в 2024-м. Национальные производители удовлетворяют большую часть растущего спроса. Немецкие компании сильны в производстве традиционных автомобилей, но отстают в сегменте электрокаров, поскольку успех в нем определяют программное обеспечение и электронные компоненты, а не механические детали, говорит в интервью DW руководитель Центра автомобильного менеджмента (CAM) Штефан Братцель (Stefan Bratzel).
Еще один фактор — цены. Растущие китайские автопроизводители могут себе позволить устраивать ценовые войны, переживающие не лучшие времена немецкие компании — нет. Одна из таких войн идет прямо сейчас. Компания BYD объявила, что сделает автопилот God’s Eye стандартной функцией для автомобилей стоимостью от 100 тысяч юаней, тогда как у конкурентов модели с такими системами стоят от 150 тысяч.
Новый вызов — пошлины Дональда Трампа
Торговые войны, которыми Дональд Трамп грозит как соперникам, так и союзникам, могут серьезно ударить по немецкому автопрому. По данным Федерального статистического ведомства, доля США в общем объеме экспортных поставок немецких автопроизводителей в 2024 году составила около 13%.
Проблемой станут пошлины не только против ЕС, но и против Мексики. Немецкие компании производят автомобили в этой стране. По данным VDA, в 2024 году они выпустили 716 тысяч автомобилей — в основном для американского рынка. В начале марта Дональд Трамп отсрочил на один месяц вступление в силу 25-процентных пошлин на автомобили из Канады и Мексики. Что будет дальше — предсказать трудно.
Пошлины в 25% на «автомобили и все такие вещи» Трамп анонсировал в конце февраля, заявив, что решение уже принято. Однако когда именно он его хочет реализовать (и может ли этому что-то помешать), президент не уточнил.
«Германии в сложившейся ситуации нужны альтернативные рынки для экспорта автомобилей, и самый большой такой рынок — европейский рынок», — говорит в интервью DW старший научный сотрудник американского Совета по международным отношениям (CFR) Брэд Сетсер.
Как немецкие автопроизводители планируют выйти из кризиса
Слабые результаты, представленные в финансовых отчетах BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen, были ожидаемыми. В отчете Mercedes-Benz отмечено даже, что показатели соответствуют прогнозам — правда, не уточняется, что они были несколько раз пересмотрены в течение года.
Одна из ключевых задач, которую предстоит решить всем автопроизводителям — сокращение издержек. Уже приняты и, вероятно, будут приниматься новые болезненные решения. В конце прошлого года Volkswagen анонсировал увольнение 35 тысяч сотрудников до конца 2030 года. Не прошло и нескольких месяцев, как Audi, дочерняя компания Volkswagen, объявила, что ей придется расстаться еще с 7,5 тысячи человек.
Наряду с сокращением издержек, компании планируют инвестиции. Причем не только в электрокары, но и в автомобили с двигателями внутреннего сгорания — визитную карточку немецкого автопрома. Mercedes-Benz в своем отчете говорит об этом прямо, другие, например Volkswagen, уточняют, что намерены поддерживать разнообразие ассортимента.
«Следующие два-три года станут для немецкого автопрома серьезным испытанием, которое потребует одновременного решения многих структурных проблем», — заключает Штефан Братцель из CAM. Хорошая новость для отрасли, по его мнению, состоит в том, что решать проблемы предстоит в условиях, когда государство намерено оживить немецкую экономику за счет значительных финансовых вливаний в инфраструктуру.