В Германии заработал новый состав бундестага. С первых минут проявилось противостояние с ультраправой партией АдГ, у которой в парламенте — вторая по величине фракция.Спустя месяц после досрочных выборов в Германии начал работу новый состав бундестага. 630 депутатов собрались во вторник, 25 марта, на первое заседание. Это примерно на сотню меньше, чем в бундестаге прошлого созыва, что вызвано реформой избирательного законодательства. Также в новом бундестаге меньше фракций — пять, а не шесть. В парламент не прошли либералы, выход которых из правившей в стране коалиции и вызвал досрочные выборы.
Но главное — усиление оппозиционной ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). На выборах АдГ, выступающая за радикальное ограничение миграции, улучшила свой результат вдвое и заняла второе место (20,8%). До этого в бундестаге пытались изолировать АдГ — ее инициативы не поддерживали, совместное голосование считалось табу. Сломал его вероятный будущий канцлер, глава Христианско-демократического союза Фридрих Мерц (Friedrich Merz), когда внес законопроект об ужесточении миграционных правил. Инициатива провалилась, Мерца подвергли критике, и он заявил, что это было исключением, и сотрудничать с АдГ его партия не будет.
В любом случае, влияние крайне правых и крайне левых в бундестаге возросло. У АдГ и Левой партии теперь среди прочего есть блокирующее меньшинство, менять конституцию без них невозможно. Это заставило блок ХДС/ХСС и Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), которые ведут сейчас переговоры о формировании коалиционного правительства, за считанные дни до первого заседания нового бундестага поменять Основной закон — путем голосования в бундестаге старом. Были сняты ограничения на кредиты для финансирования многомиллиардной программы перевооружения бундесвера и модернизации инфраструктуры страны.
Заседание бундестага открыл бывший коммунист из ГДР
Уже с первых минут заседания нового бундестага проявилось противостояние АдГ с остальными партиями — победившими на выборах ХДС/ХСС, социал-демократами, «зелеными» и «левыми». Камнем преткновения стала почетная должность «председателя-старейшины», который ведет заседание до избрания нового председателя парламента.
АдГ протестовала против принятых в 2017 году изменений регламента, согласно которым, заседание нового бундестага открывает депутат, старейший по сроку парламентской работы, а не по возрасту. Старейшим по возрасту в нынешнем бундестаге является 84-летний Александер Гауланд (Alexander Gauland) — один из лидеров АдГ с момента основания. Он известен среди прочего тем, что выступает за сближение Германии и России в традициях Бисмарка, а также спорными высказываниями о роли «третьего рейха» в истории Германии.
Попытка АдГ поменять регламент провалилась, и заседание открыл 77-летний депутат от оппозиционной Левой партии Грегор Гизи (Gregor Gysi). Это очень известный в Германии политик, выходец из правящей коммунистической элиты ГДР, проработавший в парламенте более 30 лет. Гизи выступил с неожиданно длинной речью, в которой упомянул основные идеи программы своей партии. Так, он среди прочего осудил войну России против Украины, но выступил за усиление дипломатии, и сказал, что без России не удаться построить новую архитектуру безопасности в Европе. Гизи также призвал ко взаимному уважению в рядах немецких политиков — не критиковать тех, кто выступает за поддержку Украины, но и не называть «путинскими поддаными» тех, кто за переговоры и против поставок Киеву оружия. А это его Левая партия и АдГ.
Кто возглавил новый бундестаг
Гизи возглавлял бундестаг два с половиной часа — до того, как новым председателем была избрана 52-летняя депутат от ХДС Юлия Клёкнер (Julia Klöckner). Она известна тем, что была министром сельского хозяйства в одном из правительств Ангелы Меркель (Angela Merkel), возглавляла партию в своей родной федеральной земле Рейнланд-Пфальц и входит в руководство ХДС. Клёкнер поддержали 382 депутата, при необходимом минимуме в 316.
В своей первой речи в должности второго лица в государстве она призывала к «цивилизованному» общению в стенах парламента. До нее Гизи несколько раз приходилось одергивать депутатов от АдГ за их резкие высказывания в адрес оппонентов. Один из основных посылов Клёкнер — больше реформ и оптимизма во времена кризисов. В отличие от Гизи, о внешней политике Клёкнер почти не говорила, упомянув лишь о протестах в Турции против ареста популярного мэра Стамбула и выразив надежду, что «демократию не остановить». О войне России против Украины Клёкнер не сказала ни слова.
Показательным было голосование за заместителей главы бундестага. Каждая фракция имеет право на своего представителя. Кандидаты от четырех партий получили поддержку, а АдГ снова осталась не у дел. Ее кандидат, бывший офицер люфтваффе Герольд Оттен (Gerold Otten) не набрал нужного количества голосов. Так было и раньше. АдГ обвиняет представленные в бундестаге партии в «картельном сговоре». Клёкнер ответила, что, мол, демократически избранные партии не могут быть «картелем».
Когда будет сформировано правительство ФРГ
Теперь новый бундестаг может работать и принимать законы, но до формирования нового правительства судьбоносных решений не ожидается. Когда оно появится — вопрос открытый. Глава ХДС Мерц намеревался завершить формирование коалиции до Пасхи, которая в этом году отмечается в Германии 20 апреля. Но в последние дни в кругах обозревателей чаще звучат голоса скептиков. Переговоры в рабочих группах между консерваторами и социал-демократами идут сложно. Одна из причин — консерваторы хотят радикальной смены курса, прежде всего в миграционной политике, социал-демократы пытаются отстоять то, что они считают своими достижениями. Все это время нынешнее правительство меньшинства в составе СДПГ и «зеленых» во главе с канцлером Олафом Шольцем (Olaf Scholz) остается у власти, но с пометкой «и.о.».
В целом новому бундестагу будет сложнее работать, чем предыдущим. Традиционно сильные партии набирают все меньше голосов. Это одна из причин, почему новая коалиция из ХДС/ХСС и СДПГ не будет называться «большой», как это было в таких случаях раньше. Это будет альянс не первой и второй, а первой и третьей по величине фракций бундестага. Новое название для такой коалиции ищут.