В Германии начинается судебный процесс по делу предполагаемой террористки из RAF Даниэлы Клетте. Однако в данном случае речь идет о совершенно других преступлениях. Подробности — у DW.Вполне возможно, что это будет один из последних крупных судебных процессов, связанных с немецкой левой террористической группировкой «Фракция Красной Армии» (Rote Armee Fraktion, RAF). Суд по делу предполагаемой бывшей террористки Даниэлы Клетте (Daniela Klette) начнется во вторник, 25 марта, в Целле, что в Нижней Саксонии.
Как всегда, когда речь заходит о RAF, массмедиа уделяют этому особое внимание. RAF, которая долгое время — начиная с 1970-х годов — держала Германию в состоянии повышенного напряжения, несет, по мнению немецких следственных органов, ответственность за более чем 30 убийств.
Нападения на инкассаторов и супермаркеты
Даниэла Клетте могла быть причастна к попытке взрыва тюрьмы в Гессене и нападению на посольство США в Бонне в 1980-1990-х годах — так ли это, предстоит выяснить в ходе дальнейших разбирательств. Пока же речь идет не о преступлениях времен пиковой активности RAF.
Как считает следствие, Клетте, которой сейчас 66 лет, грабила инкассаторов и супермаркеты вместе со своими друзьями Эрнстом-Фолькером Штаубом (Ernst-Volker Staub) и Буркхардом Гарвегом (Burkhard Garweg) в период с 1999 по 2016 год — в основном на севере Германии, поэтому суд и проходит именно там.
Поскольку в ходе тех ограблений применялось огнестрельное оружие, Клетте также обвиняется в покушении на убийство. Ее задержали в феврале 2024 года в Берлине, где она несколько лет прожила под чужим именем в районе Кройцберг. Штауб и Гарвег до сих пор в бегах.
Грабеж как средство к существованию
Между тем RAF была распущена еще в 1998 году, о чем сообщалось в письме от ее имени, которое власти ФРГ сочли подлинным. Согласно обвинительному заключению, 13 ограблений, совершенных с тех пор Клетте, Штаубом и Гарвегом, уже не предназначались для финансирования подготовки терактов, а, очевидно, служили лишь средством к существованию для трех постаревших левых экстремистов.
Тем не менее когда речь заходит о RAF, немецкие прокуратура и судебные органы до сих пор сильно встревожены. На самом деле судебный процесс должен был состояться в городе Верден в Нижней Саксонии, но здание тамошнего земельного суда сочли недостаточно вместительным и безопасным. Специально для слушания дела в Вердене переоборудуют бывший манеж для верховой езды, а пока что оно будет проходить в Целле.
Убийства немецких политиков, судей и крупных бизнесменов
Нынешние усиленные приготовления напоминают о временах, когда RAF повергала Германию в состояние шока. Тогда, в 1977 году, в Штаммхайме, районе Штутгарта, был построен зал судебных заседаний — специально для процесса по делу лидеров группировки. И он располагался прямо на территории тюрьмы, в которой содержались обвиняемые.
В полном соответствии со своим имиджем коммунистической и антиимпериалистической боевой группировки, с начала 1970-х годов RAF нападала на видных представителей немецких властей, бизнеса и судебной системы. Например, ультралевые террористы убили генерального прокурора ФРГ Зигфрида Бубака (Siegfried Buback) и главу банка Dresdner Bank Юргена Понто (Jürgen Ponto). За совершенные различные преступления в общей сложности 27 членов RAF были приговорены к пожизненному заключению.
Теракты RAF: «немецкая осень» 1977 года
Борьба RAF с государством достигла апогея осенью 1977 года, тот период еще называют «немецкой осенью», когда группировка похитила Ханнса Мартина Шляйера (Hanns Martin Schleyer), главу Союза работодателей, чтобы освободить арестованных членов RAF.
Когда правительство ФРГ, возглавляемое в то время канцлером Гельмутом Шмидтом (Helmut Schmidt), отказалось это сделать, палестинские сторонники RAF захватили самолет «Ландсхут» авиакомпании Lufthansa, летевший c Майорки во Франкфурт-на-Майне. Один из его пилотов был убит террористами. Через почти пять суток и после пяти промежуточных приземлений авиалайнер в итоге сел в столице Сомали Могадишо, где антитеррористическое подразделение Федеральной пограничной службы (Bundesgrenzschutz) освободило всех пассажиров.
После этого находившиеся в тюрьме в Штаммхайме руководители RAF, в том числе один из основателей группировки Андреас Бадер (Andreas Baader), покончили жизнь самоубийством. Ханнс Мартин Шляйер позже был найден убитым. Однако немецкие власти, приложив максимум усилий, в итоге одержали верх над RAF. И хотя группировка продолжала совершать убийства, после тех громких событий она больше не смогла восстановить свою прежнюю силу.
RAF в Германии: битва немногих против 60 миллионов
Однако в 1970-е годы довольно много молодых западных немцев тайно или открыто симпатизировали этой группировке. В то же время в глазах общественности, в основном через средства массовой информации, был создан сценарий угрозы, который, вероятно, никогда не существовал в реальности.
Лауреат Нобелевской премии по литературе Генрих Бёлль (Heinrich Böll), например, говорил об одинокой «битве 6 человек против 60 миллионов». На самом же деле за все те годы число активных членов RAF не превышало 80 человек.
У RAF по-прежнему хватает сторонников в ФРГ
Даниэла Клетте, очевидно, продолжает следовать идеям своих единомышленников и ни в коем случае не отказывается от революционной борьбы. От нее не ждут никаких заявлений или признаний чего-то подобного. Незадолго до ареста Клетте успела предупредить одного из своих друзей. Несмотря на активные розыскные мероприятия, Гарвега и Штауба до сих пор так и не нашли.
Между тем в леворадикальной среде в Германии до сих пор существует определенная симпатия к RAF, остающиеся в живых члены группировки овеяны мифами. Перед тюрьмой в Фехте в Нижней Саксонии, где Клетте содержится уже больше года, неоднократно проходили небольшие демонстрации протеста. И все это несмотря на то, что RAF уже давно стала историей, и от нее больше не исходит никакой угрозы. Ожидается, что судебный процесс по делу Клетте продлится около двух лет.