71817675 403 Deutsche Welle президентские выборы

Президентские выборы в Украине. Война им не помеха?

Выборы президента в Украине могут пройти уже в июле этого года, пишет The Economist. С какими трудностями связано проведение голосования и как их преодолеть — DW обсудила с экспертами.Президентские выборы в Украине могут состояться уже в июле, вскоре после согласования полноценного прекращения огня, чего в Вашингтоне надеются достичь до 20 апреля. Об этом написало в воскресенье, 30 марта, издание The Economist со ссылкой на источники. По данным журналистов, президент Украины Владимир Зеленский планирует избираться на свой второй срок, и созвал совещание, на котором поручил своей команде организовать выборы после полного прекращения огня.

Пока в Украине официально не подтверждают эи данные. 31 марта глава фракции правящей партии «Слуга народа» в Верховной раде Давид Арахамия сообщил изданию «Суспiльне», что в Украине не готовятся к проведению выборов президента.

По закону выборы могут пройти не раньше августа

Согласно действующему законодательству, президентские выборы должны состояться через 90 дней после завершения военного положения. Сейчас военное положение действует до 8 мая. Если его не продлят, то президентские выборы можно будет провести только в августе.

Требования провести выборы в Украине неоднократно звучали как от США, так и от РФ. 19 февраля президент США Дональд Трамп даже назвал президента Украины «диктатором без выборов». Сам Зеленский неоднократно подчеркивал: проведение выборов в Украине возможно только после завершения активных боевых действий и отмены военного положения.

В конце февраля Верховная рада Украины даже утвердила резолюцию «О поддержке демократии в условиях агрессии РФ». Рядом с заявлением о поддержке Владимира Зеленского и упреками в нелегитимности президента России Владимира Путина документ содержит смелое обещание: провести выборы президента Украины «как только на ее территории будет обеспечен всеобъемлющий, справедливый и устойчивый мир».

В то же время эксперты профильных организаций сходятся во мнении: на пути первого послевоенного голосования немало сложных вопросов.

Как голосовать под ракетами?

Самым очевидным вызовом для будущего голосования является вопрос безопасности. Несмотря на то, что ежедневные обстрелы стали для многих жителей Украины уже привычной угрозой, вряд ли кто-то во власти возьмет на себя ответственность за жизнь и здоровье миллионов граждан, которые в день выборов потянутся на участки для голосования. Крайне рискованной в таких условиях будет и любая массовая агитация, дебаты или встречи кандидатов с избирателями.

Именно с этим фактором связаны требования гарантий безопасности, на которых настаивает Киев в переговорах — перемирие должно означать не только временное прекращение огня на фронте, но и максимальную уверенность в том, что избирательные участки не станут объектами воздушных или террористических атак. Однако даже такую возможность нельзя исключать полностью, считает Ольга Айвазовская, глава общественной сети «Опора», которая наблюдает за выборами в Украине. Она призывает искать способы защиты результатов голосования.

«Учитывая нынешнюю ситуацию с нападениями на ТЦК, с диверсиями на железной дороге, можно быть уверенным, что Россия будет разыгрывать этот сценарий с избирательными участками. Поэтому послевоенное избирательное законодательство должно содержать ответ: а что же делать с процессом голосования или подсчетом голосов в таком случае, как фиксировать вмешательство в избирательный процесс даже в случае имитации теракта», — объясняет эксперт.

Как посчитать избирателей?

Другая большая проблема связана с особенностями устройства украинской избирательной системы: по ней совершеннолетние граждане, имеющие право на участие в общенациональном или местном голосовании, учитываются в отдельном списке — Государственном реестре избирателей. Центральная избирательная комиссия, которая управляет этим перечнем, выключила доступ к нему еще в первый день полномасштабного вторжения — как ради сохранения самого списка, так и ради безопасности данных граждан. Тогда в реестр было вписано около 34,7 миллиона избирателей.

Только в декабре 2023 года ЦИК частично возобновила работу с базой данных — однако ее работники пока преимущественно актуализируют адреса избирательных участков из-за масштабных переименований населенных пунктов и улиц. А еще подсчитывают потери: по состоянию на 2024 год в результате боевых действий только на подконтрольных Киеву территориях было повреждено 7,5 тысяч помещений для голосования.

Избиратели в украинском реестре привязаны к своему избирательному адресу, который обычно совпадает с адресом постоянного места жительства. Процедура смены избирательного адреса годами оставалась довольно хлопотной — таков был своеобразный предохранитель против фальсификации голосования. Только в 2019 году ее упростили, учитывая, в первую очередь, большое количество вынужденных переселенцев (ВПЛ) из Крыма и Донбасса.

После полномасштабного вторжения количество ВПЛ увеличилось в разы — по данным Международной организации по миграции (МОМ), по состоянию на декабрь 2024 года их было более 3,6 миллиона. В то же время многие переселенцы далеко не всегда регистрируют свое новое место жительства в новых территориальных общинах или делают это несвоевременно, обращают внимание авторы исследования киевского Центра Разумкова. «Как следствие, избирательный адрес таких избирателей будет считаться на оккупированных территориях, то есть, не будет актуальным и достоверным для целей первого послевоенного избирательного процесса», — отмечают авторы отчета.

Как услышать голоса из-за границы?

Еще больше, чем внутренних переселенцев, беженцев из Украины за рубежом — по данным МОМ, на конец 2024 года таких было около 6 миллионов. Для участия в выборах им следовало бы, в первую очередь, стать на консульский учет, однако большинство граждан избегают этой процедуры, свидетельствуют данные МИД Украины.

Но даже для зарегистрированных беженцев организовать голосование на заграничном избирательном округе будет крайне непросто. До сих пор избирательные участки работали преимущественно в консульских учреждениях, очевидно, те не способны будут принять десятки тысяч граждан за один день. Для открытия новых участков нужно будет арендовать немалые помещения, по крайней мере, в крупнейших городах, где осели украинцы — очевидно, при финансовой и организационной поддержке местных правительств. И если в случае со странами ЕС на такую помощь можно надеяться, то что делать с РФ и Беларусью, где по состоянию на конец 2024 года, по данным ООН, находится 1,3 миллиона украинцев?

Стоит ли вообще давать на первых послевоенных выборах голос тем, кто покинул страну во время войны и не вернулся после ее окончания? Согласно исследованию Центра Разумкова, мнение украинского общества по этому вопросу разделилось: около 47 процентов респондентов поддерживают право беженцев избирать власть на родине, тогда как около 36 процентов — против.

Примечательно, что и сами украинцы за рубежом теряют интерес к политической жизни своей страны, утверждает в беседе с DW исполнительный директор Киевского международного института социологии (КМИС) Антон Грушецкий. Так, лишь треть из 801 беженца, опрошенных КМИС в мае прошлого года в Польше, Германии и Чехии выразили желание проголосовать на следующих выборах.

Верить ли выборам в «Дії»?

Казалось бы, немало логистических проблем следующих послевоенных выборов легко решить с помощью дистанционного голосования — по почте, как это делают, например, в Германии, или с помощью электронных систем. Тем более, что о «демократии в смартфоне» Владимир Зеленский говорит со своего первого выступления на посту президента.

Самым очевидным инструментом является государственное приложение «Дія» — сейчас им пользуется более 21 миллиона граждан как внутри Украины, так и за рубежом. В «Дії» уже сейчас проходят общенациональные голосования, например, в феврале пользователи выбирали делегата на песенный конкурс «Евровидение». «Тогда электронная система упала, — напоминает депутат Алина Загоруйко. — Поэтому, очевидно, что сейчас этот инструмент нельзя считать надежным».

В крайне сложных условиях послевоенной Украины для электронного голосования нужны будут экстранадежные механизмы защиты серверов и верификации пользователей, а также встроенные предохранители от подкупа или принуждения к голосованию. Ни одна известная платформа интернет-выборов не соответствует полностью всем этим критериям, приходят к выводу авторы профильного исследования, подготовленного Советом Европы в конце 2024 года по запросу подкомитета украинского парламента по вопросам организации выборов и референдумов.

Как вернуть плюрализм в медиа?

В текущих условиях украинские эксперты рассматривают электронные коммуникации скорее как безграничное пространство рисков для демократии. «РФ может вмешиваться в выборы не только физически или хакерскими методами, но и информационно: через медиа, соцсети, Telegram-каналы», — говорит Ольга Айвазовская из «Опоры».

С ней соглашается и глава комитета Верховной рады по защите свободы слова Ярослав Юрчишин из фракции «Голос», но напоминает: за три года полномасштабного вторжения украинские медиа и государство выработали немало механизмов противодействия российской дезинформации. Правда, часть из них придется отменить вместе с режимом военного положения. «В целом возвращение плюрализма в украинские медиа — это проверка на устойчивость», — прогнозирует глава профильного комитета парламента.

Политическая реклама должна была бы оживить медиарынок, который до сих пор не восстановился до объемов 2021 года — раньше предвыборная агитация приносила до четверти годового рекламного рынка. Впрочем, в послевоенных условиях расходы кандидатов на агитацию будут крайне ограниченными, признают в разговоре с DW представители разных политических лагерей.

Почему в Раде не торопятся обсуждать выборы

Пока законодательные инцииативы, посвященные послевоенному голосованию, застревают на рассмотрении профильных комитетов, жалуются DW их авторы и эксперты.

«Как только мы беремся профессионально обсуждать вызовы, связанные с организацией выборов, пути их преодоления, сразу же несется тотальная «зрада»: «Власть готовится к выборам несмотря на войну!» И поэтому, действительно, сейчас парламент уклоняется от этой темы», — признает Алина Загоруйко.

Ярослав Юрчишин признает: учитывая позицию США и РФ, определять дату выборов будут не специалисты по демократическим процессам, а участники мирных переговоров. Да и смету будущего голосования Украине придется согласовывать с партнерами — на их финансирование в послевоенном бюджете просто не будет средств. «Многие аспекты будущего перемирия, а следовательно, и выборов сейчас невозможно спрогнозировать. Однако есть очевидные вызовы, и уже сейчас Рада может реформировать под них избирательное законодательство, если решится на широкий диалог», — уверен депутат.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle