66987702 403 Deutsche Welle Беларусь, школьники

Еще больше контроля. У белорусских школьников стали проверять телефоны

Учителя ищут запрещенный контент. Формальная причина — профилактика суицидов, на практике интересуются и политическими сообщениями. Что по этому поводу говорит закон, в материале DW.Родители белорусских школьников жалуются, что учителя без предупреждения проверяют мобильные их детей. Раньше классные руководители мониторили соцсети и чаты класса, теперь в любой момент могут потребовать личный телефон.

Родители случайно узнают, что телефоны их детей проверяли

Анастасия случайно узнала о том, что телефон ее дочери проверяла классный руководитель. Школьница между делом рассказала матери, что на проверку забрали мобильные у всех одноклассников. Родителей никто заранее не предупреждал и не спрашивал у них разрешения. Сами дети были удивлены требованию, но не стали возражать. Как позже пояснила педагог, в Минске зафиксирован рост суицидов, по требованию администрации школы классные руководители должны провести диагностику и отчитаться.

Также причиной проверки телефона может быть профилактика наркопреступлений, об этом DW рассказала Наталья. Ее сын учится в девятом классе, и периодически классный руководитель смотрит, какие сообщения дети отправляют друг другу, какие фото и видео хранят в телефоне, какие запросы оставляют в поисковике. «Нас никто заранее об этом не предупреждал, — поясняет собеседница. — Конечно, в родительском чате было возмущение. Но классный руководитель заявила, что это не ее инициатива, а требование управления образования. Каждая школа должна отчитаться о борьбе с наркоманией, так как стало больше случаев, когда задерживают подростков».

В Минском комитете по образованию на возмущение родителей отмечают, что проверка телефонов — исключительная мера, когда ребенку может грозить опасность. «Установок и требований на проверку телефонов у детей в школах нет. Такое явление — не в правовом поле, — цитирует чиновников информагентство «Минск-Новости». — Вместе с тем бывает, что несовершеннолетний оказывается жертвой злодеяния или сам совершает правонарушение. В таких случаях, а также в целях их предупреждения возможны исключения».

Что ищут учителя в телефонах детей?

DW поговорила о происходящем с несколькими учителями. «В нашей школе такая практика уже больше года, — рассказала преподаватель из Гродно Ирина. — Если случается ЧП — например, задерживают ребенка за наркотики, — все школы усиливают контроль. Проверка телефона — один из методов. Происходит это не регулярно, больше, чтобы отчитаться. Учителя — заложники ситуации, потому что с нас потом спросят, почему мы не доглядели, как допустили такое. Я лично прошу родителей периодически смотреть, что у детей в телефонах. Потому что мы не можем, да и не должны, я считаю, настолько контролировать учеников».

«У каждой школы есть план профилактических мероприятий, это не только информационные часы, но и проверка телефонов, — рассказала DW учитель из Минска Елена. — Требование исходит от управления образования, но каждая школа сама решает, как его исполнять. У нас к этому подходят формально — раз в месяц бегло посмотрели и забыли. Я и не представляю, как можно регулярно проверять телефон каждого ребенка, потому что есть же и основная работа».

«Красные флажки» при проверке телефонов — все, что может указывать на интерес к суициду, алкоголизму и наркомании, сексуальному контенту, а также информация, которую власти относят к «экстремистской», пояснили опрошенные учителя.

У детей, как и у взрослых, есть право на частную жизнь

По закону, учителя не имеют право проверять личные вещи учеников, к которым относится и телефон, пояснил в комментарии DW на условиях анонимности белорусский адвокат. «Школа не заменяет милицию, — уточнил он. — В рамках профилактических мероприятий педагоги могут сотрудничать с милицией, вместе рассказывать, например, о вреде наркотиков, но для изучения содержимого телефона должны быть основания и полномочия, которыми учителя не наделены».

Такие действия прямо противоречат Конституции, подчеркивает эксперт, где каждому гарантируется право на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь, в том числе от посягательства на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений. «Это касается и детей, независимо от возраста, — говорит собеседник. — Задача школы — не нарушать права учащихся».

Может ли отказ предоставить телефон стать поводом, чтобы ребенка поставили на учет как находящегося в социально опасном положении (СОП)? Такой статус влечет за собой особый контроль на семью, вплоть до изъятия ребенка. «Исчерпывающего списка причин для постановки СОП нет, — предупреждает адвокат. — Но в большинстве случаев основанием становятся вполне обоснованные ситуации, когда родители страдают алкоголизмом или наркоманией и не осуществляют уход за детьми, либо жестоко обращаются с ними».

Эксперт советует заранее урегулировать этот вопрос со школой: уведомить классного руководителя, что подобные проверки невозможны без согласования с одним из родителей. «Из комментария управления по образованию Мингорисполкома видно, что и чиновники понимают, что такие проверки являются нарушением права на неприкосновенность частной жизни и тайну переписки, — отмечает адвокат. — Поэтому есть смысл обращаться и в администрацию района, к которому относится школа, чтобы пресечь подобные нарушения».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle