61267387 403 Deutsche Welle война в Украине

Благополучие во время войны: как живут россияне

Несмотря на рост доходов, не все россияне чувствуют улучшение жизни. Новое исследование экономического положения — в изложении DW.На протяжении трех лет войны в Украине официальная российская экономическая статистика рисовала картину общего благополучия граждан. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, в 2024 году доходы населения выросли на 8,5% в реальном выражении, то есть с учетом инфляции. За три года рост составил порядка 18%. Причина известная — дефицит рабочей силы, вызванный эмиграцией, мобилизацией и добровольным уходом российских мужчин на войну. Поэтому работодателям приходится искать кадры, предлагая повышенные зарплаты.

Важный нюанс: высокие темпы роста доходов в первые годы войны лишь компенсировали их падение в предыдущем десятилетии, которое экономисты называют потерянным. В 2020 году реальные доходы были на 10% ниже, чем в 2013 году — перед кризисом, который существенно потрепал российскую экономику. Кроме того, уже в 2025 году, как ранее отмечала DW, зарплатная гонка может закончиться.

Даже подробная статистика, включая данные по регионам и отдельным городам, не дает ответа на вопрос, как сами россияне воспринимают свое благосостояние. Представление об этом можно составить по масштабному исследованию российских домохозяйств, которое провели НИУ ВШЭ и компания «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины и Института социологии ФНИСЦ РАН.

Какие выводы можно из сделать из этого исследования — в материале DW.

Как война повлияла на восприятие уровня жизни

Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (RLMS-HSE) — репрезентативный социологический опрос, который проводится ежегодно с 1994 года (за исключением 1997 и 1999 годов). В выборке — от 6 до 8 тысяч домохозяйств, от 17 до 21 тысячи респондентов. Это одно из самых масштабных исследований такого рода в стране.

Один из ключевых выводов экспертов Института развивающихся экономик Банка Финляндии Синикки Парвиайнен и Уильяма Пайла, которые изучили вышедшее исследование и сравнили его с предыдущими, заключается в следующем. В 2023 году среднестатистический россиянин был более доволен своей жизнью в целом и финансовым положением в частности, чем до начала войны. Однако распределена эта удовлетворенность в различных социальных, возрастных и территориальных группах населения довольно неравномерно.

Пожилые россияне, а также жители Ростовской области, самого близкого к фронту региона, охваченного исследованием, сообщили, что их жизнь с началом войны ухудшилась. Это в общем-то не удивительно, ведь доходы растут не у всех россиян — реальные доходы пенсионеров в 2024 году, по данным Росстата, снизились на 0,8%. Менее очевидное наблюдение: люди с высшим образованием, за исключением жителей Москвы и Санкт-Петербурга, чаще говорят, что их благосостояние за последние годы ухудшилось, чем те, у кого высшего образования нет.

Лучше всех себя чувствуют жители регионов с развитым военно-промышленным комплексом. И это тоже не вызывает удивления. Если в целом по экономике зарплаты в реальном выражении, по данным Росстата, выросли на 9,1%, то на оборонных предприятиях — на 12,3%. Кроме того, эксперты Института развивающихся экономик Банка Финляндии обнаружили, что среди представителей всех национальностей наиболее уверенно себя чувствуют этнические русские.

Почему россияне не спешат тратить деньги

Еще одно любопытное наблюдение состоит в том, что, несмотря на ощущение благополучия, россияне в среднем не стали чаще приобретать товары длительного пользования, то есть одежду, технику, автомобили, недвижимость и т. д. При этом они стремятся больше откладывать на черный день. Россиян, способных продержаться несколько месяцев в случае потери дохода, стало больше.

«Рост накоплений и сокращение покупок товаров длительного пользования — это очень интересно. При том, что люди вроде бы настроены оптимистично, тратить они не хотят — какой-то феномен», — отмечает в интервью DW старший экономист Института развивающихся экономик Банка Финляндии Синника Парвиайнен. Объясняться этот феномен, по ее мнению, может как перебоями в поставках привычных товаров из-за санкций, так и банальной неуверенностью в будущем.

На что россияне точно не жалеют денег, так это на развлечения. После снижения в 2022 году расходы на досуг вновь начали расти. Профессор МГУ, доктор географических наук Наталья Зубаревич объясняет это так: «Тревожное время россияне заедают и запивают». Подтверждением этого, по ее мнению, служит заметный рост спроса на различные услуги в прифронтовых регионах: Южном федеральном округе, Ростовской области и Крыму.

Экономика замедляется. Что будет дальше?

Уже в 2025 году ответы россиян на вопросы социологов могут оказаться совсем иными, отмечает Синника Парвиайнен. Последние данные статистики и большинство прогнозов указывают на то, что экономика России замедляется. Частные компании в массе своей уже не могут повышать зарплаты прежними темпами.

В другой работе Института развивающихся экономик Банка Финляндии, посвященной перспективам российской экономики в 2025-2027 гг., прогнозируется, что в 2025 году экономика вырастет на 2%, а затем будет прибавлять лишь по 1% в год, то есть практически стагнировать. Изменить ситуацию могло бы завершение войны, однако авторы исследования считают, что это маловероятно. В случае же временного перемирия, по их мнению, ничего принципиально не изменится.

Если все же представить, что Россия завершит эту войну и не захочет готовиться к новой, то экономика станет более сбалансированной. Помимо прочего, на рынок труда выйдут демобилизованные военные. Однако встанет вопрос их реинтеграции, а это может быть непросто.

«Таких высоких зарплат (как на войне — Ред.) у этих людей не будет, но в экономическом смысле в этом проблемы нет: помыкаются, помыкаются и через год пойдут на меньшие зарплаты, — рассуждает директор европейского центра анализа и стратегий CASE Дмитрий Некрасов. — Другое дело, что одни будут говорить: «Мы кровь проливали, а вы — тыловые крысы, почему у нас нет зарплат?», а другие просто пойдут грабить прохожих. Вот это будет настоящей проблемой».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle