61482448 403 Deutsche Welle инфляция

Инфляция в России пока замедлилась. Что будет дальше?

Цены в России стали расти медленнее, чем в конце 2024 года, но инфляция — двузначная. У этого есть серьезная причина — наращивание расходов на производство вооружений.Впервые за долгое время в России начал замедляться рост цен. Если бы не новое ускорение на последней неделе марта, годовая инфляция имела бы шансы опуститься ниже 10%. Однако этого не произошло. Из данных Росстата следует, что по итогам первого квартала, рост цен в годовом выражении составил 10,24%. Высокая инфляция, с которой ЦБ РФ пытается справиться с лета 2023 года, контрастирует с заявлениями руководства страны о блестящем состоянии экономики. Между тем, как ранее сообщала DW, экономический рост уже замедлился под давлением внутренних и внешних факторов, а инфляция остается двузначной. Чем определяется динамика цен и что мешает финансовым властям ее развернуть?

Цены притормозили. Но инфляция все еще высока

Темпы роста цен, по данным Росстата, постепенно замедляются с конца 2024 года. В ноябре рост, по сравнению с предыдущим месяцем, составлял 1,43%, в декабре — 1,32%, в январе — 1,23%, в феврале — 0,81%, в марте — 0,55%. Темпы остаются высокими. Если бы мартовская динамика (+0,55% к предыдущему месяцу) сохранялась в течение года с учетом сезонных колебаний, годовая инфляция составила бы около 8%. А цель ЦБ РФ — снизить инфляцию до 4%. Но сам факт замедления отрицать невозможно.

Снижаются также инфляционные ожидания — как у граждан, так и у бизнеса. В марте, по данным опроса компании «инФОМ», оценка инфляции, которую граждане ожидают через год, снизилась с февральских 13,7% до 12,9%. Оценка наблюдаемой инфляции осталась на прежнем уровне — 16,5%. Согласно опросам предприятий, проводимым ЦБ РФ, средний ожидаемый темп прироста цен на ближайшие три месяца в марте уменьшился до 5,2% в годовом выражении. В феврале этот показатель составлял 7,1%.

Тем не менее на последнем заседании совета директоров ЦБ РФ по ключевой ставке, ее снижение не обсуждалось (как, впрочем, и повышение). Регулятор сохраняет осторожность — и на это есть веские причины.

Почему в России растут цены

В 2024 году в это время рост цен также замедлялся, а инфляционные ожидания снижались, но затем, в апреле-мае, динамика изменилась на противоположную. Нет оснований полагать, что в этом году будет по-другому, указывает экономист, бывший заместитель председателя ЦБ РФ Сергей Алексашенко: «Сезонность в российской экономике никто не отменял».

Дело в том, что фундаментальная причина высокой инфляции никуда не делась. Вот как ее формулирует экономист и финансист, а также бывший высокопоставленный чиновник Олег Вьюгин: «Проблема в наращивании расходов бюджета. Причем большая часть наращивания идет в оборонный сектор, где не производятся товары для потребления людей, но у работников которого, в результате, появился потребительский спрос. Гражданские отрасли не обеспечивают этот спрос, поэтому мы видим сильнейшее инфляционное давление».

Гражданские отрасли российской экономики не могут нарастить выпуск, потому что у них нет ресурсов. Безработица в России, по данным Росстата, составляет 2,4% — это значит, что рабочих рук в экономике нет. Результат -стагнация. По подсчетам близкого к российскому правительству Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП), без учета военных производств она продолжается с лета прошлого года. Это при том, что некоторые отрасли — например, автомобилестроение — до сих пор не восстановились до довоенного уровня. В нормальной ситуации нехватку товаров отечественного производства компенсировал бы рост импорта. Но импорт ограничен санкциями.

Снизить нельзя повысить

Руководители ЦБ РФ регулярно повторяют, что условием снижения инфляции является «возвращение на траекторию устойчивого и сбалансированного экономического роста». Проще говоря, нужно, чтобы предложение успевало за спросом. Это требует сокращения расходов на производство вооружений. Но они только растут. Сокращаются лишь расходы на социальную сферу.

В этой ситуации регулятору остается использовать единственный доступный ему инструмент — ключевую ставку. Сделав кредиты запредельно дорогими, ЦБ РФ добился того, что граждане стали меньше покупать товаров в долг. По его данным, портфель потребительских кредитов постепенно сокращается. В то же время они пока умудряются наращивать потребление за счет роста реальных доходов. Явных признаков замедления корпоративного кредитования нет — ЦБ ожидает, что они проявятся в конце второго квартала. Дело здесь может быть в том, что высокие ставки не позволяют активно кредитоваться компаниям из гражданских отраслей. В то же время те, кто связан с оборонным заказом, имеют возможность брать кредиты на льготных условиях.

Осторожность регулятора более чем понятна. Из заявления главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания, на котором принималось решение по ставке, следует, что, помимо прочего, ее волнует курс рубля. С конца 2024 года рубль укрепился к доллару примерно на 15%. Крепкий рубль сдерживает инфляцию, поскольку делает импорт более доступным. Однако, как ранее отмечала DW, все указывает на то, что рубль будет слабеть. На встрече с депутатами Госдумы Набиуллина также отметила, что ЦБ РФ оценивает риски, исходящие от торговых войн, развязанных Дональдом Трампом, и снижения цен на нефть. И то, и другое — новые проинфляционные факторы.

«Очень велика вероятность того, что чуда, снижения инфляции, не случится — мало кому остаются непонятными факторы, разгоняющие цены в России, — резюмирует Сергей Алексашенко. — Зато повышение ставки будет еще сильнее давить экономическую активность в невоенных секторах, что обрушит на ЦБ РФ мощный вал критики. Я, честно говоря, даже не знаю, какой из вариантов плохой, а какой — очень плохой».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle