Сторонникам «русского мира» не понравится идеология, которую Александр Лукашенко навязывает белорусам, считает историк Александр Фридман.9 апреля 2025 года Александр Лукашенко подписал директиву №12 «О реализации основ идеологии белорусского государства», претендующую на роль своеобразного идеологического фундамента для развития Беларуси. Какую идеологию теперь предлагают белорусам? Почему директива появилась именно сейчас? Имеем ли мы дело с «идеологическим завещанием» 70-летнего Александра Лукашенко, занимающего президентский пост уже более 30 лет? Об этом в специальной колонке для DW рассуждает историк Александр Фридман.
Почему для Лукашенко важна идеология?
В качестве политрука в Красной армии, комсомольского функционера нижнего звена и секретаря Шкловской районной организации Всесоюзного общества «Знания» Лукашенко был в 1970-80 годах частью громоздкого и неэффективного советского пропагандистского аппарата. К этому времени коммунистические идеологические постулаты утратили свою привлекательность, разрыв между официальной пропагандой и повседневной реальностью достиг огромных масштабов. Идеологическая работа, которой все чаще занимались оппортунисты и карьеристы, сводилась к формуле «мы делаем вид, что верим в то, что вам рассказываем; вы делаете вид, что верите нам».
Традиция идеологического формализма перекочевала из позднего СССР в Беларусь Лукашенко, где изначально акцент был сделан на прославлении достижений белорусской власти и лично президента. В 2000-е годы, когда Лукашенко потерял надежду занять пост в Кремле, к ним прибавились утверждения о значении независимого белорусского государства, а основной исторической темой — как под влиянием тенденций из России, так и в силу личных представлений Лукашенко — стала Великая Отечественная война.
Идеологическое банкротство режима
Неэффективность идеологической работы стала очевидна к лету 2020 году, когда официальная идеология свелась фактически к предвыборному слогану Лукашенко «Любимую не отдают», в котором под «любимой» подразумевалась Республика Беларусь, но речь шла скорее именно о власти.
На президентских выборах 9 августа 2020 года Лукашенко потерпел сокрушительное поражение в борьбе за умы белорусок и белорусов. Протесты, прошедшие под ненавистными власти национальными бело-красно-белыми флагами, символически продемонстрировали идеологическое банкротство режима, удержавшегося в итоге у власти при поддержке Кремля и с помощью милицейских дубинок.
После жесткого подавления протестов именно переосмысление идеологических постулатов и методов пропагандистской борьбы в условиях западных санкций и российской войны против Украины стало одной из ключевых задач белорусской власти. Директива №12 стала результатом долгих идеологических потуг, в которых участвовали не только лояльные режиму местные эксперты, но и их российские коллеги вроде одиозного философа Александра Дугина, удостоившегося в октябре 2022 года личной аудиенции у Лукашенко.
Решение представить «основы идеологии» именно в самом начале седьмого президентского срока Лукашенко — не случайность. Если шестой срок был посвящен преодолению чрезвычайных последствий протестов, международной изоляции и адаптации к новым реалиям в связи с войной в Украине, то на седьмой срок Лукашенко наметил дальнейшую консолидацию и обновление режима, а также подготовку к возможному (добровольному или вынужденному) транзиту власти.
В этой ситуации и решено было сделать и номенклатуре, и населению страны идеологическую прививку, целью которой является выработка лояльного отношения к нынешней власти и стойкого иммунитета по отношению к внешнему «деструктивному влиянию». Прививка призвана обеспечить будущее выстроенной Лукашенко системе власти, а сама директива вполне может стать его идеологическим завещанием.
Почему директива разочарует Дугина?
Белорусская государственная пропаганда подчеркивает, что директива №12 привлекла значительное внимание в России. Но это преувеличение. Особого интереса новость из Минска там не вызвала. Да и теоретика «русского мира» Дугина «Основы идеологии белорусского государства» вряд ли обрадуют.
После 2020 и особенно после 2022 года политическое, экономическое, культурное и идеологическое влияние России на Беларусь значительно усилилось. Можно было бы ожидать, что и новые «Основы идеологии» от Лукашенко сведутся к повторению кремлевских нарративов. Власти, однако, решили пойти другим путем.
Авторы концепции действительно действовали с оглядкой на «старших братьев» из России. Так, к «историческим формам белорусской государственности» причислены в том числе «Древнерусское государство», «Российская империя», БССР (как одна из учредительниц СССР), а Белорусская Народная Республика 1918 года при этом вынесена за скобки.
Русско-белорусское двуязычие, обеспечившее русскому языку на практике господствующее положение в Беларуси, упомянуто среди «важнейших условий единства и согласия» в современном белорусском обществе. В директиве №12 выходит на новый этап и политическая инструментализация истории Великой Отечественной войны, но при этом подчеркивается вклад белорусов в победу над нацизмом и трагедия «геноцида белорусского народа». Сами белорусы характеризуются как часть «восточнославянского мира», связанная «цивилизационном родством» с русскими и с украинцами.
На этом реверансы в сторону Москвы заканчиваются. Осознавая, что идеологическое давление со стороны России в ближайшее время будет только увеличиваться, а окончательно поглощение Беларуси — весьма вероятный сценарий, авторы концепции пытаются противостоять этим тенденциям.
Привлекательный образ белорусов
Авторы подчеркивают независимость Беларуси и акцентируют внимание на особенностях «белорусской модели общественного развития» и особом историческом пути страны, обусловленном ее расположением на стыке восточной и западной цивилизаций. В качестве ключевых элементов белорусской модели названы президентская республика с сильной государственной властью, государственное регулирование экономики, коллективизм и приверженность традиционным семейным ценностям.
Директива №12 декларирует верность принципам многополярности и нерушимости границ, а вот тема строительства Союзного государства, не говоря уже о евразийских идеях, и вовсе отсутствует. Не обходится и без угроз со стороны неназванных «недружественных сил», но прямых выпадов в сторону Запада нет.
«Основы идеологии белорусского государства» создают привлекательный образ белорусов — стойких, мужественных, решительных и самоотверженных людей, которые имеют все основания гордиться своим прошлым и настоящим, а также с оптимизмом смотреть в будущее.
Тезис об особом пути Беларуси, апология авторитаризма, воспевание традиционных ценностей, идеализированный образ белорусов — основные черты «Основ идеологии белорусского государства». Они же являются квинтэссенцией эклектического мировоззрения Александра Лукашенко, которого сегодня в первую очередь заботит сохранение и преемственность власти.
Автор: Александр Фридман, историк, преподает новейшую историю и историю стран Восточной Европы в университете имени Генриха Гейне в Дюссельдорфе и Саарском университете.
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением редакции и Deutsche Welle в целом.