71006971 403 Deutsche Welle ОПЕК, пошлины Трампа

Пошлины Трампа и ОПЕК+: упадут ли еще ниже цены на нефть?

Введение президентом США Трампом пошлин на импорт и неожиданное решение ОПЕК+ о резком повышении добычи нефти способно вызвать серьезные последствия для стран — экспортеров нефти, не в последнюю очередь — для России.»Американские горки», которые президент США Дональд Трамп устроил для мировой экономики в течение последних нескольких недель, повышая пошлины на импорт, оказали значительное влияние на ключевое сырье — нефть. В то время как биржевые котировки на широко используемый европейский эталонный сорт нефти Brent неуклонно падали с момента возвращения в середине января в Белый дом Трампа, его заявление о «взаимных» пошлинах, сделанное 2 апреля, привело к падению цены на нефть до самого низкого уровня за последние четыре года.

В последние дни Brent торговался на уровне около 60 долларов за баррель, чего не наблюдалось со времен пандемии COVID-19, сильно повлиявшей на цены на энергоносители. Продолжение торговой войны между США и Китаем из-за импортных пошлин меняет прогнозы относительно глобального экономического роста, а общая неопределенность на мировом рынке оказывает сильное давление на цены на нефть.

«Дело не только в резкой политике (Трампа. — Ред.) и темпах роста пошлин, но и в сохраняющемся уровне неуверенности и действиях сторон по принципу «око за око, зуб за зуб», — пояснила в интервью DW Кароль Нахле, гендиректор энергетической консалтинговой компании Crystol Energy. — Прибавьте к этому тот факт, что все произошло, когда спрос на нефть не был ажиотажным, а предложения хватало с избытком. В результате мы наблюдаем нынешний уровень цен».

Шок от решения ОПЕК+

Еще одно важное событие на мировых рынках нефти произошло на следующий день после заявления Трампа, когда страны ОПЕК+ преподнесли сюрприз, вызвавший настоящий шок. Неформальный альянс, в который входят 12 членов ОПЕК и 10 других крупнейших государств — экспортеров нефти, заявил, что в мае планирует резко нарастить добычу нефти.

Возглавляемый Саудовской Аравией и Россией ОПЕК+ последовательно ограничивал добычу «черного золота» в течение последнего десятилетия для поддержания высоких цен, и многие ожидали, что этот курс сохранится. Нынешний драматический поворот, считают эксперты, это попытка повлиять на такие страны, как Казахстан и Ирак, которые не соблюдают квоты, добывая больше, чем было согласовано. Нахле подозревает, что члены ОПЕК+, превышавшие установленные лимиты, «лишили терпения наиболее дисциплинированных членов альянса», которые уже некоторое время вынуждены сокращать добычу.

Например, Казахстан вызвал недовольство у Саудовской Аравии, увеличив добычу на нефтяном месторождении Тенгиз и постоянно превышая целевые показатели, установленные в рамках ОПЕК+. Ирак, со своей стороны, недавно снизил добычу, но не настолько, как обещал, чтобы компенсировать предыдущие превышения. Хотя решение ОПЕК+ о наращивании производства нефти привело к снижению цен на нее и ударило по доходам таких стран, как Казахстан и Ирак, в конечном счете, оно негативно отразится на всех участниках альянса.

По мнению гендиректора Crystol Energy Кароль Нахле, это говорит о том, что он готов к более долгосрочной низкой ценовой конъюнктуре на мировых рынках нефти. «ОПЕК+ считает, что некоторым его членам, особенно тем, кто инвестировал значительные средства в расширение своих производственных мощностей, будет лучше сохранить долю рынка», — уточняет Нахле.

По ее оценке, альянс может предвидеть падение добычи со стороны важных производителей, например России, Венесуэлы и Ирана, учитывая геополитические факторы, такие как санкции и возможные военные действия против Ирана. «Таким образом, рынок сможет поглотить дополнительные баррели без обвала цен», — делится гендиректор Crystol Energy.

Обеспокоенность в Кремле по поводу падения цен на нефть

Между тем сам президент США Дональд Трамп преподносит падение цен на нефть как очевидный признак успешности своей экономической политики. В принадлежащей ему соцсети Truth Scial Трамп написал: «У нас все упало до таких уровней, о которых никто и не думал». Однако некоторые аналитики предупреждают, что снижение цен на нефть — признак серьезной обеспокоенности состоянием мировой экономики. Один из крупнейших в мире инвестбанков Goldman Sachs на этой неделе сообщил, что при «экстремальном сценарии» к концу 2026 года цена на нефть марки Brent может упасть ниже 40 долларов за баррель.

Такое развитие событий способно вызвать серьезные экономические и политические последствия в особенности для России. С начала вторжения в Украину в феврале 2022 года Москве удалось пережить беспрецедентные экономические санкции со стороны Запада благодаря росту цен на энергоносители, увеличивающему ее доходы. Ряд экспертов давно предполагают, что резкое падение цен на нефть может серьезно повлиять на уровень расходов госбюджета РФ и, как следствие, заставить пересмотреть отношение к войне в Украине.

С 2021 года расходы России на оборону выросли более чем в три раза, в бюджете на 2025 год они составят рекордные 13,5 триллиона рублей, увеличившись сразу на 25%. По данным Reuters, цена барреля Urals — российской марки экспортной нефтяной смеси — в портах Приморска, Усть-Луги и Новороссийска на прошлой неделе упала примерно до 53 долларов.

Крис Уифер, инвестиционный консультант, который живет и работает в России более 25 лет, предположил в беседе с DW, что если данный показатель сохранится на таком уровне или же снизится еще сильнее, то это вынудит российский Центробанк «значительно ослабить рубль», а также, возможно, заставит правительство сократить свои планы по расходам. По словам Уифера, хотя доходы от продажи нефти уже не являются столь значимыми для госбюджета РФ, как раньше — их доля упала с 50% десять лет назад до 30% сегодня — устойчивое снижение цены на «черное золото» окажет серьезное влияние на все аспекты политики Кремля.

Назвав это «очень существенным фактором», инвестконсультант добавил, что если поступления от экспорта нефти будут снижаться на фоне дальнейшего падения цен, у российского правительства просто не будет «свободных денег». «Финансовое положение России будет выглядеть гораздо менее прочным, возможно, в течение года. И это явно может подорвать способность России вести переговоры о сделке по Украине», — резюмировал Крис Уифер.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle