Связи старших офицеров с отправленным в отставку президентом Юн Сок Ёлем вызывают у экспертов тревогу за будущее армии Южной Кореи. Однако страна, заверяют они, остается в безопасности.Вооруженные силы Южной Кореи в результате политических потрясений, захлестнувших страну в последние месяцы, переживают «кризис управления», считает Чун Ин Бом, генерал-лейтенант в отставке, ныне старший научный сотрудник Национального института исследований сдерживания. Чун обвинил высокопоставленных политиков в пренебрежительном отношении к военным.
«Неуважение» к ВС, по мнению отставного генерала, переросло в публичную критику армии после того, как тогдашний президент Юн Сок Ёль объявил военное положение 3 декабря 2024 года. Через несколько часов Юн вынужден был отменить свой указ, позднее парламент отстранил его от исполнения обязанностей, Юн был арестован и обвинен в организации мятежа.
4 апреля Конституционный суд окончательно объявил Юн Сок Ёлю импичмент, единогласно постановив, что своим решением о введении военного положения президент нарушил конституцию, а также принципы верховенства закона и демократии. А в понедельник, 14 апреля, в Центральном окружном суде Сеула начался уголовный процесс по делу Юна, по которому в качестве обвиняемых также проходят несколько политиков, высших военачальников и полицейских чиновников.
Отставной генерал: Политики не проявляют «никакого уважения» к армии
Критика вооруженных сил Южной Кореи необоснованная, поскольку подавляющее большинство военных действовали адекватно и профессионально во время того, что многие называют попыткой госпереворота, отметил Чун Ин Бом в интервью DW. Он добавил, что проблема заключается в действиях политиков и высшего военного руководства.
«Именно генералы, участвовавшие в объявлении военного положения, не смогли правильно разобраться в ситуации, но речь не идет о большинстве военных», — считает Чун. И хотя политики должны были аплодировать тем офицерам, которые не согласились с введением военного положения, вместо этого они выставили их не в лучшем свете, посетовал отставной генерал.
Он подверг критике также другие проблемы, которые существуют в вооруженных силах Южной Кореи. «В корейском обществе сложилось представление о том, что в армии не может быть несчастных случаев, в частности, смертельных случаев во время учений», — уточнил он.
И хотя ни один офицер не хочет, чтобы его солдаты получали травмы, единственный способ исключить возможность таких инцидентов — снизить уровень тренировок во время учений настолько, что они станут неэффективными для подготовки солдат к бою, добавил Чун. По его словам, к сожалению, офицеры поддались этому давлению и сильно упростили обучение солдат.
«В результате мы получаем необученных солдат, которыми командуют люди, не идущие на риск и не подготавливающие (должным образом. — Ред.) свои войска. И если младший офицер видит, как его начальники ведут себя и получают повышение, то и он будет поступать так же», — пояснил Чун Ин Бом.
Несчастные случаи в армии Южной Кореи из-за отсутствия должной боевой подготовки
По его оценке, недостатки в боевой подготовке являются потенциальной причиной ряда недавних происшествий с участием южнокорейских военных. Таких, например, как случайная бомбардировка в марте истребителями KF-16 деревни, расположенной за пределами зоны учений. Или случившееся в том же месяце столкновение военного беспилотника с находившимся на стоянке вертолетом, в результате чего были уничтожены обе машины.
Дэн Пинкстон, профессор международных отношений в сеульском кампусе американского Университета Трои, разделяет опасения относительно положения в армии Южной Кореи. «Если вооруженные силы страны становятся политизированными, то это чревато рисками и потенциальными проблемами, — говорит Пинкстон. — Мы видели, как министров обороны назначали из-за их близких — иногда еще со школьной скамьи — отношений (с президентами. — Ред.), и эти дружеские связи были приоритетнее уровня их компетентности».
Профессор: Старшие офицеры предали солдат
Профессор назвал решение старших офицеров встать на сторону президента Юна во время недавнего политического кризиса «настоящим предательством» по отношению к солдатам, задействованным после объявления военного положения. «Это были профессиональные солдаты, которые делали то, что им приказывали. Они ворвались в здание парламента, потому что получили приказ это сделать. Чудо, что в ту ночь никто не погиб, но этих людей предали», — убежден Дэн Пинкстон.
Несмотря на все вызовы, с которыми сталкиваются южнокорейские военные, и не в последнюю очередь из-за потери многих старших и опытных командиров в результате их участия в попытке введения военного положения, и Чун, и Пинкстон полагают, что Южная Корея остается в безопасности. «Нам повезло, что молодые мужчины и женщины из наших вооруженных сил добросовестно несут службу. И чем быстрее мы признаем, что у нас есть проблема на высшем уровне, тем раньше мы сможем двигаться дальше», — подвел итог Чун Ин Бом.